Даглас Басвайн, Стивен Грей: Семейные связи Российских железных дорог

Если вы хотите понять, насколько некоторые элементы российской экономики до сих пор напоминают о временах СССР, обратите внимание на Российские железные дороги.

Государственный монополист, контролирующий 85.000 километров железнодорожного пути, имеющий миллион наемных работников и годовой оборот в $40 миллиардов, остается внушительным символом старой командной экономики.

Правительство президента Владимира Путина приняло решение провести приватизацию 25-процентного пакета бумаг компании к концу 2013 года, что положило начало постепенному росту прозрачности управления компании.

Однако не всегда внешний интерес встречает понимание внутри гиганта.

Расследование Рейтер обнаружило наличие деловых контактов между сыном президента РЖД Владимира Якунина и бизнесменами, связанными с Российскими железными дорогами.

Андрей Якунин, 37-летний инвестор, работающий в Лондоне, стремится осуществить $500-миллионый проект по строительству гостиниц в России, частично с помощью дочерней компании РЖД. Он также работал на одних офисных площадях с частной венчурной фирмой, планирующей добиться перенаправления миллионов тонн грузов, транспортируемых между Европой и Азией по морю, на российские железнодорожные артерии.

В то время как Андрей Якунин открыто говорит о своих деловых связях с РЖД – какие-либо признаки их незаконности отсутствуют – госмонополия в сообщениях для акционеров предоставила лишь незначительную информацию.

В заявлении для Рейтер Владимир Якунин вообще отрицал любые связи с бизнесом сына.

“Это огромная культурная проблема. Ключевой менеджмент Российских железных дорог родом из прошлого, когда было нормой не обнародовать информацию, даже если она публичная и не наносит ущерба деятельности организации. Было бы гораздо лучше объяснить и продемонстрировать характер этих контактов”, – говорит глава российского отделения антикоррупционного агентства Transparency International Елена Панфилова.

Андрей Якунин отрицает наличие конфликтов интересов в связи с его отношениями с компаниями, работающими с РЖД. Однако в своем интервью Рейтер он отметил, что понимает опасения по поводу возможного получения им выгоды.

На вопрос о том, может ли его партнерство с компанией, занимающейся недвижимостью Российских железных дорог, привести к сомнениям относительно прозрачности гиганта, сын 64-летнего главы госмонополии ответил: “Я согласен, но я не получаю от них денег – я им плачу”.

По его словам, покупка земли у “дочки” РЖД также не привела к тому, что он напал на золотую жилу.

Хотя он сначала думал, что имеет “прямой доступ ко второму по величине владельцу земли в стране”, его родственные связи из-за сложностей земельного распоряжения в РФ не стали “быстрой дорогой в рай”, говорит Андрей Якунин.

Старший Якунин отказался от интервью для этой статьи.

В заявлении для Рейтер РЖД сообщила, что бизнес-связей между Андреем Якуниным и госмонополией не существует.

“Что касается финансовых интересов ОАО РЖД и их президента в названных вами компаниях – то их нет”, – говорится в заявлении.

Пресс-служба отказалась комментировать связи бизнесменов, участвующих в управлении дочерними компаниями РЖД или связанных с РЖД, с Андреем Якуниным.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МАГНАТ

В системе кремлевского капитализма, построенной Путиным, Владимир Якунин занимает роль инсайдера. Выросший в Эстонии сын военного пилота, он учился в Ленинграде и позднее правильно воспользовался связями, приобретенными в период существования СССР и после его распада в 1991 году.

Примерно в то же время, когда Путин вернулся в СССР после работы в качестве сотрудника КГБ в Восточной Германии и начал политическую карьеру в родном Ленинграде, туда же приехал Якунин, покинувший советскую миссию в отделении ООН в Вене ради открытия бизнеса во втором по величине городе РФ.

Вскоре они познакомились.

После того, как в 2000 году Путин стал президентом РФ, Якунин – заместителем министра транспорта, а в 2005 году возглавил Российские железные дороги, являющиеся кровеносной системой крупнейшей страны мира.

“Господин Путин однажды сказал, что, если вы хотите понять состояние российской экономики, вы должны посмотреть документы президента Российских железных дорог, ежедневные доклады об объемах груза, направлениях поставок и числе пассажиров”, – сказал Якунин журналисту Daily Telegraph в ходе визита в Лондон в этом году в рамках размещения облигаций компании.

Через год после того, как Якунин стал главным российским железнодорожником, его сын Андрей основал вместе с инвестором Яиром Зивом в Лондоне инвестфонд Venture Investments & Yield Management LLP (VIYM). Компания начала разрабатывать планы строительства сети отелей для деловых людей, путешествующих по России, в основном концентрируясь на крупных региональных центрах.

В 2009 году Андрей Якунин подписал сделку с компанией Rezidor, имеющей листинг в Стокгольме и длительный опыт управления гостиницами. Фирма Андрея – Региональная гостиничная сеть(РГС) – получила и начала строительство гостиниц, которые попадут под управление Rezidor. Вместе они запланировали сеть из 20 отелей.

Первые три открытые гостиницы – в Казани, Астрахани и Ижевске – не имеют никакого отношения к РЖД, сообщил Андрей. Однако как минимум пять следующих планируется открыть напротив или очень близко от важнейших вокзалов, свидетельствует информация Rezidor.

Чтобы получить подходящие участки, сказал Андрей Якунин, его компания провела “жесткий процесс отбора” с целью найти консультанта по недвижимости в России. Им оказалась дочерняя компания РЖД Желдорипотека. Она и помогла РГС получить нужные объекты, добавил он.

“Мы смогли найти несколько участков земли, которые в итоге приобрели через Желдорипотеку”, – сказал Андрей Якунин. Участки расположены напротив или рядом с вокзалами в крупнейших городах.

По словам Андрея, его родственные связи не облегчили ему покупку земли в стране, где бюрократия и коррупция серьезно мешают бизнесу. “Со всем уважением, то, как они организовали процесс продажи каких-то из активов компании, это беда”.

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

Андрей Якунин не против использования фамилии при поиске инвесторов для своего амбициозного проекта.

“Якунин – это в каком-то смысле бренд”, – сказал он Рейтер в ходе интервью за ланчем в модном московском кафе.

Внимательный наблюдатель заметит, что Петербургским офисом VIYM руководит младший брат Андрея Виктор, ранее работавший в компании Gunvor – нефтяном трейдере под управлением миллиардера Геннадия Тимченко, хорошо знакомого с Путиным в петербургский период его карьеры в 1990-х.

Однако свободно разговаривающий на английском Андрей, чье образование включает MBA от Лондонской школы бизнеса, утверждает, что избегает потенциальных конфликтов интересов. “Мне нужно быть очень осторожным в отраслях, которые я могу счесть интересными, но я просто остаюсь в стороне… потому что не хочу создавать проблемы”, – говорит он.

По его словам, он отказался от возможности участвовать в тендере по точкам быстрого питания на российских вокзалах.

“До сих пор плачу из-за этого”, – добавил он со смешком.

Арильд Ховланд, управляющий операциями Rezidor в РФ, сказал Рейтер, что шведский гостиничный оператор имел контакты с Андреем Якуниным до партнерства с РГС и получил заверения об отсутствии бизнес-связей с РЖД и его отцом.

“Конечно, мы изучили историю Андрея Якунина и знаем о его отце как главе Российских железных дорог. Однако они заверили нас, что между инвестиционной компанией, которая владеет Региональной гостиничной сетью, и РЖД стоит непреодолимая стена”, – сказал Ховланд.

Госмонополист не посчитал нужным подробнее рассказать о связях Андрея со своей “дочкой”. Партнерство РГС с Желдорипотекой не было описано в каком-либо из проспектов еврооблигаций, выпущенных РЖД на миллиарды долларов.

ОБЩИЙ ОФИС

Отели – не единственная связь между РЖД и Лондонским офисом VIYM Андрея Якунина. Помещения на 16 этаже Marble Arch Tower, по адресу 55 Bryanston Street в лондонском Вест-Энде были также до начала июля домом для компании Far East Land Bridge.

FELB – транспортный оператор, который объединился с дочерней компанией РЖД Трансконтейнер для осуществления проекта по организации железнодорожных грузовых перевозок между Европой и Азией.

В то время как наземный путь из Китая в Европу через Россию относительно прост, грузам, отправленным по морю, нужно пройти через Индийский океан и Суэцкий канал. Продолжительность наземного пути, которая составит от 18 до 24 дней, примерно вдвое меньше сроков транспортировки по морю. Кроме прочих выгод FELB заявляет о меньших расходах на тонну перевезенного груза и большую гибкость при изменении конечного пункта доставки.

Компания, переехавшая в этом месяце в Вену, контролируется структурой, зарегистрированной на Кипре. Документы свидетельствуют, что в Никосии она использует того же секретаря и тот же адрес, что и ряд организаций, связанных с VIYM.

Кипр – популярное место регистрации офшорных структур российских компаний, так как позволяет им не раскрывать своих бенефициаров.

Один из сайтов FELB зарегистрирован на имя Яира Зива, партнера Андрея Якунина по инвестиционному фонду VIYM. Зив отказался от комментариев относительно VIYM и FELB.

Андрей Якунин, основавший VIYM с Зивом в 2006 году, сказал, что “совершенно не имеет отношения” к FELB.

“Яир многое делает самостоятельно, и я могу польстить себе, если (скажу, что) знаю, что знаю около 5 процентов того, что он делает”, – сказал Андрей.

В то же время заявление Владимира Якунина о том, что ни он, ни РЖД не имеют финансового интереса в FELB, противоречит заявлениям и данным Трансконтейнера.

Имеющая листинг в Лондоне “дочка” РЖД недавно продала свой пакет в FELB компании РЖД Логистика, созданной в 2010 году и на 100 процентов принадлежащей Российским железным дорогам. 29 июня РЖД Логистика объявила о завершении приобретения 10 процентов акций FELB и намерении увеличить пакет до 25 процентов.

Пресс-секретарь Трансконтейнера Андрей Земчугов описал передачу акций как “внутрихолдинговую оптимизацию” внутри РЖД. В недавних сообщениях Трансконтейнер утверждает, что FELB “фактически контролируется группой РЖД”.

Пока неясно, как частичная приватизация госмонополиста повлияет на такие совместные предприятия РЖД и частных компаний.

Потенциальные риски и выигрыши велики.

Владимир Якунин оценивает 25 процентов РЖД в $8 миллиардов, однако представители правительства считают, что цена должна быть почти в три раза выше.

Якунин полагает “бессмысленной” продажу РЖД в целом. По его мнению выгоднее продолжать продажу гиганта по частям.

Однако премьер-министр Дмитрий Медведев недавно ускорил планы приватизации – и пакет РЖД должен быть продан к концу будущего года.

(Перевел Александр Гелогаев)

 
Статья прочитана 1584 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Skype   rupolitika

ICQ       602434173