Дмитрий Занков: Какие традиции нам нужны?

Дискуссии о том, а существует ли вообще на белом свете русский народ, продолжаются уже не первый год.

С одной стороны, многие, в том числе и представители власти, всячески отрицают существование подобной нации. То лозунг «Россия для русских» признают экстремистским, то забудут пригласить хотя бы ради приличия представителей русского народа на встречу главы правительства с руководителями федеральных национально-культурных автономий. В случае возникновения конфликтов на национальной почве власти всё чаще обращаются за помощью и советом к таким удивительным объединениям как национальные диаспоры, разумеется, не интересуясь мнением «диаспоры» русской.

Усиленно внедряется в общественное сознание мысль о России как об исключительно многонациональной стране. Количество народов, которые дружной семьёй живут на просторах РФ, достигло уже 180 наименований. И совсем неважно, что большинство этих народов едва ли насчитывают в своём составе тысячу человек. Мы же не Китай какой-нибудь, где тоже в отдалённых районах можно найти деревеньки с не ассимилированным туземным населением. Мы считаем не по головам, а по нациям. Есть хотя бы пара человек, говорящих на туземном наречии, значит можно смело увеличивать многонациональность Российской Федерации. А если отдельные представители малых народов уже и сами давно забыли, что они оказывается не русские, то можно им об этом напомнить. Как, например, в Ленинградской области, где пытаются реанимировать вепсский язык, вводя его в школьные программы. То, что детишкам приходиться изучать по сути дела иностранный язык, на котором может с грехом пополам разговаривать пара тысяч человек в мире, никого не волнует. Ведь главное – можно с гордостью сказать, что у нас в многонациональной Россиянии есть ещё один полноправный национальный представитель.

Отсутствие на территории России русского народа доказывается и обращением к фольклору, «поскреби русского – найдёшь татарина», и выискиванием инонациональных корней у известных представителей отечественной культуры. Разве есть у нас хоть один человек, который не знает, что Пушкин был негром?

Принадлежность к любой национально-культурной традиции поощряется. Вот молодцы какие – не забывают о своих корнях, чтут свою культуру, надо им подкинуть денежек. Конечно, и здесь есть свой круг избранных. Никто не будет ставить на один уровень культуру кавказских народов и, например, мордвы и чувашей. Хотя и мордвином у нас в стране быть если и не почётно, то хотя бы безопасно. По крайней мере, публичное заявление о своей национальной принадлежности не вызовет обвинений в фашизме, как это происходит в случае с русскими.

Чтобы не быть голословным можно вспомнить недавний случай с известным телеведущим Гордоном. На встрече со студентами одного из питерских ВУЗов он, рассуждая об отсутствии истории русского народа, задал аудитории оскорбительный вопрос о том, есть ли среди них люди, которые считают себя чистокровными русскими. Когда один из студентов себя таковым всё же обозначил, Гордон, ни мало не стесняясь, обозвал молодого человека фашистом. Заметьте, речь не шла о националистических призывах, о необходимости высылки мигрантов, не прозвучало даже знаменитое «Россия для русских». Для обвинения в фашизме было достаточно назвать свою национальность.

Понятное дело, что вряд ли Гордон решился бы на подобный фокус в аудитории, заполненной чеченцами или теми же евреями.

Конечно, иногда о существовании русского народа всё-таки вспоминают. Происходит это тогда, когда возникает необходимость в покаянии. Каяться нужно за Катынь, за развязывание Второй Мировой, за холодную войну, за вторжение в Афганистан, да мало ли ещё за что. Вот тут то и оказывается, что виноваты в этом не абстрактные общечеловеки, а вполне себе конкретные русские, причём их потомки должны ощущать свою вину, посыпать головы пеплом и, разумеется, выплачивать компенсации.

Впрочем, всё обстоит не так уж и плохо. Всё-таки любой даже самой мудреной пропаганде сложновато бороться с объективной реальностью, данной нам в ощущениях. Тем более что время от времени русский народ даёт почувствовать, что сам он вполне осознает своё единство и готов отстаивать свои интересы.

Само собой у любого русского человека не может не возникнуть вопрос, а почему же русский в России находится в таком вот очень странном положении, предполагающем множество обязанностей и ответственность, но полностью лишённом не то что привилегий, но даже и общечеловеческих прав, гарантированных Конституцией.

В ответах недостатка нет. Наиболее рьяные и не очень умные русофобы продолжают вещать о некой изначальной дикости и быдловатости русских, ужасаются русскому пьянству и безнравственности. Но эта русофобия слишком уж явная. На такую в обществе, слава Богу, иммунитет уже практически выработался.

Поэтому в последнее время нам предлагают гораздо более закамуфлированную версию. Причины бед русского народа предлагают видеть в его отходе от собственных традиций, пренебрежении мудростью предков. Забыли, мол, заветы отцов, в отличие от всех малых народов, вот теперь и расплачивайтесь.

Любят поговорить на данную тему наши церковные иерархи. В церковь русские люди не ходят, православный дресс код не соблюдают, музыку иноземную слушают, подаяние щедрое монахам не подают, в семейной жизни от норм «Домостроя» отходят. Вот ужас то!

Тут и государство присоединяется. Да, забыли совсем русские о своих традициях. На службу в армию не рвутся. Покорность перед власть предержащими не проявляют. Рожать, опять же, по десять человек детей не хотят. Ну что хорошего после этого можно ожидать?

Радостно присоединяются к этому дуэту и наши особо привилегированные национальные меньшинства.

«Знаете урусы, почему мы вас так не любим? Почему так и норовим прирезать исподтишка? Вах, какие глупые! Неужели непонятно – потому, что вы традиции свои не соблюдаете. Вот если бы соблюдали, то мы бы вас так уважали, так уважали, как братьев родных.»

Тут правда зачастую случается неувязочка. Оказывается, что под традициями подразумеваются обычаи ну уж никак не русские. Хоть ты в самую глубь истории окунись, а не найдёшь там упоминания про паранджу у славян, например.

Интересно, что власть, церковь и диаспоры не просто говорят о пренебрежении традициями, но и склонны рассматривать их несоблюдение как провокацию, способную подтолкнуть на насилие.

Все опять же помнят как в недавних случаях попыток оскорбления и изнасилования русских девушек в лагере «Дон» или в Зеленокумске большую часть вины иереи и государственные мужи пытались возложить на пострадавших. Мол, не так себя вели, не так танцевали, не той длины юбку надели.

Понятно, что подобная постановка вопроса о соблюдении традиций открывает перед русскими весьма неприятную перспективу. Не будешь соблюдать – убьют, ограбят, изнасилуют, ну или посадят за разжигание. Будешь соблюдать – тоже не сказать, что бы очень уж приятная картина жизни вырисовывается.

А давайте-ка посмотрим внимательнее, что такое вообще народные традиции, и зачем они нужны. Сперва ответим на претензии церкви. Причём ответим словами её же основателя. Можно воспринимать Иисуса как сына божьего, как ловкого проповедника или вообще отрицать реальность его существования, но осталось от этого персонажа нам немало умных мыслей.

Так вот, однажды Иисус сотворил очередное из своих чудес в субботний день. Суббота у евреев была, да и до сих пор остаётся днём священным, в который запрещена абсолютно любая работа. Соответственно иудейские священнослужители очень хотели Христа пристыдить и обвинить в нарушении этой самой народной традиции. Однако, Иисус нимало не смутившись произнёс свои вошедшие в историю слова: «Суббота для человека, а не человек для субботы».

Существование в нашей жизни обычаев, традиций, обрядов оправдано и разумно, если они приносят в наш мир хотя бы немножко радости, счастья, веселья, или наоборот позволяют иногда задуматься о грустных, но важных вещах. И здесь неважно на самом деле, откуда идут корни этой традиции. Это могут быть восходящие к языческим временам поминальные обряды. Праздник Пасхи, когда все бегут в магазины за куличом и красками для яиц. Или праздник восьмое марта, который осуждается сейчас нашей церковью, видящей в нём то иудейские корни, то происки революционеров безбожников. Можно хоть десять раз расписать как диакон Кураев в своей книжке, тождественность нашего «женского дня» и иудаистского Пурима. Всё равно ведь большинство населения воспринимает этот праздник именно как начало весны, повод вновь после затяжной зимы взглянуть свежим взглядом на прихорошившийся женский пол.

Порой эти традиции создаются буквально на наших глазах. Взять тот же день Святого Валентина, который празднуется у нас с размахом и щедростью, радующей производителей шоколада и открыток. А ведь пару десятков лет назад никто и не слыхивал ни о каком Валентине. И не стоит обвинять русских в обезьянничанье и бездумном заимствовании. Заимствовали то, что захотели, в чём ощущалась потребность, и чего видимо недоставало – возможность в открытую, пускай и воспользовавшись праздником, сказать о своих чувствах. Ведь Хеллоуин не позаимствовали же, хотя американских фильмов ужасов, связанных с этим праздником, пересмотрели немало.

А вот попытки сформировать и навязать традиции на государственном уровне проваливаются. Большинство населения до сих пор не могут толком сказать, что же за праздники такие мы отмечаем 12 июня и 4 ноября, и к каким историческим событиям они приурочены.

Можно вспомнить и тот же Валентинов день, который в последнее время стал буквально преследоваться (запрет на празднование в учебных заведениях в отдельных регионах). Зато населению предоставили доморощенный аналог – День Петра и Февронии с весьма забавно звучащими «февроньками», которые должны заменить валентинки. Если сие было сделано из патриотических соображений, то это всё-таки именно тот патриотизм, который принято называть квасным, основанный не на любви к своей земле и народу, а на восхищении мелочами и пустышками.

Любая традиция, которая требует от народа некой жертвенности, отказа от радостей и ухода в аскетизм, должна отвергаться. Пускай нам приводят хоть тысячу текстов из писаний святых отцов. Тем более, что многие исследования русской народной культуры выявляют в ней значительный пласт традиции карнавальной, жизнерадостной, со скоморохами, чревоугодием, здоровым цинизмом и вольнолюбием.

Даже искренняя вера в загробное существование не может быть основанием для идеализирования монашеского и близкого к нему образа жизни. Вера в то, что Богу доставляет радость тот или иной фасон одежды, а мини юбки вызывают на небесах скорбь и печаль – это как раз проявление самого отсталого, дикарского мировоззрения, которое ставит механически проведённый обряд выше любого самого благородного поведения.

На претензии государства ответить ещё легче. Так как оно, мягко выражаясь, говорит далеко не всю правду, упоминая только о тех традициях, которые ему на данный момент выгодны, причём порой само запутываясь в словесах. Взять то же самое рождение множества детей, которое преподносят как похвальную традицию. Вот как это можно увязать с планами по введению ювенальной юстиции и невозможностью обеспечения этим детям достойного образа жизни? Ведь любой русский человек понимает, что его ребёнка не примут по квоте, выделенной для кавказских республик, в престижный ВУЗ, не обеспечат его семью подъёмными, буде им захочется переехать в другой регион. А если пессимистически посмотреть в более далёкое будущее, то окажется, что и детей ты рожаешь не для себя, а для того же государства, которое само решит, как ребёнка воспитывать и чему учить.

Любая ссылка на традиции со стороны хоть либералов, хоть имперцев, оплакивающих гибель СССР, сводится к тому, что народ должен подчиняться власти, подчиняться слепо и безоговорочно. А уж ради чего подчиняться – это ведь вторично. Ради коммунистического рая или либерального. Да хоть ради устроения царства божьего на земле. Народ опять оказывается массой, толпой, чьи повседневные интересы и нужды ничто по сравнению с величием цели.

Не так уж сложно представить и реакцию на следование традициям со стороны диаспор. Как уже говорилось выше, следование русским обычаям их не устроит в любом случае, будь то обычаи 19 века, допетровской Руси или каких-нибудь полян с вятичами. То есть даже если все русские девушки наденут на голову платочки, купят себе юбки до земли и будут ежедневно ходить в церковь, никакого уважения со стороны гордых джигитов им это не добавит, просто потому, что для них всё это чуждо и нелепо.

Кстати, если допустить гипотетическую ситуацию, при которой русские возьмутся подражать историческим традициям именно гостей с юга, то и это не будет являться для них спасением. Такое принятие иноземных обычаев будет восприниматься исключительно как слабость, неспособность постоять за себя со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями в виде ещё большего насилия и унижений.

Нужно ещё сказать несколько слов отдельно и о провокации. Понятие это весьма расплывчатое и трактовать его можно по-разному. Всем любителям упрекнуть русских девушек в привычке носить слишком провокационные наряды, срывающие крыши у горячих кавказских парней хотелось бы задать один простой вопрос. Представьте себе, что у вас на шее на шнурке висел мобильный телефон. Была в своё время такая мода, особенно среди подростков. И вот этот телефон у вас с шеи сдёрнули. Задержанный грабитель начнёт потом оправдываться: «Да ведь меня спровоцировали. Зачем такой дорогой телефон открыто на шею повесил? Ну как тут удержаться от соблазна?» Как вы отреагируете на такие вот оправдания?

Понятно, что подобные попытки оправдаться вряд ли возымели бы благоприятное впечатление, как на жертву, так и на суд. Так почему же тогда мини юбка ставит человека в ситуацию, когда он сам вынужден оправдываться? Причём опять же, повторим, дело не в конкретной одежде. При желании повод у насильника всегда найдётся. Платочек был слишком фривольно завязан или длинная юбка всё-таки не совсем соответствовала нормам шариата.

Вывод нужно сделать очень простой. Нельзя позволять кому бы то ни было решать за нас, какие традиции нам нужны. Мы уж русские как-нибудь сами разберёмся, всё ненужное, неактуальное или пропагандистски внедряемое отсеется само собой. Не понравятся одни традиции, появятся другие. Обычаи ведь, как и язык не являются чем-то окаменелым, они живут и развиваются вместе с народом.

В любом случае надо помнить, что главной ценностью является как раз благополучие народа, а традиции призваны лишь помогать в достижении этого самого благополучия. Не стоит отказывать себе в какой-либо радости лишь потому, что это якобы не укладывается в типичный образ русского человека. Зачастую этот предлагаемый нам типичный образ создан как раз не русскими. И уж тем более не следует отказываться от приятных привычек и традиций, только потому, что они кому-то не нравятся. Пора усвоить простую истину – нельзя быть хорошим для всех. Недовольные всегда найдутся. Постарайтесь быть хорошими для самого себя. Эта нехитрая жизненная максима срабатывает не только на межличностном уровне, но и на уровне межнациональных отношений.

 
Статья прочитана 2126 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Комментарии к записи "Дмитрий Занков: Какие традиции нам нужны?"

Посмотреть последние комментарии
  1. Не в традициях и не в отдельных людях дело. Нужна правовая система. Нужна система самозащиты нации, государства, народа против коррупции. внешних влияний, двойного гражданства и сговоров высших должностных лиц государства за спиной у народа, членов тайных обществ и сексотов. Рекомендую почитать Концепцию перманентной (непрерывной) люстрации

  2. Плюсую автору статьи!Молодец,все четко!

  3. Автору – большое спасибо.
    А у господина Гордона фамилия всегда пишется немножко с ошибкой.

Вы можете написать отзыв, Виталий

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Skype   rupolitika

ICQ       602434173