Семейное дело Виктора Януковича

По подсчетам издания “Корреспондент”, как минимум у 40 человек из ближайшего окружения Президента прямая родня (братья, сестры, дети, родители, кумовья) занимает различные посты в госорганах, судах и работает депутатами Верховной Рады или местных советов. Все вместе они образуют отряд численностью почти в 100 человек.

Карасев: На Западе, чтобы стать госслужащим высокого ранга, нужно сдать экзамены, которые определяют, соответствуют ли профессиональные качества кандидата должности. А у нас достаточно быть родственником Януковича.

Причем выявленные “Корреспондентом” родственные группы — лишь часть большой и дружной “региональной семьи”, в которой не учтены узы чиновников рангом пониже, чем руководители Кабмина и народные депутаты.

Аналитики уверяют: по показателю проникновенности родственников во власть Янукович и Ко идут на всеукраинский рекорд — так много родни на госпостах не работало даже в окружении Виктора Ющенко, которого его же соратники упрекали в кумовстве в кадровой политике.

Отцы и дети

Рыба гниет с головы. Яркий пример того, как можно удачно трудоустроить в политику своего ближайшего родственника, показал сам Виктор Янукович — в 2006 году его сын Виктор стал нардепом от Партии регионов и до сих пор не расстается с мандатом.

А в руководстве ближайшей к лидеру государства структуры, Администрации Президента (АП), семейные связи играют огромную роль. Самую впечатляющую властную “семью” создал Сергей Левочкин, глава ведомства. У него в кумовьях ходит сам Янукович, а сестра Левочкина Юлия Новикова имеет депутатский мандат от ПР. Более того, среди кумовьев главы АП — и депутат-регионал Эдуард Прутник, и экс-президент Леонид Кучма.

Пытаются не отставать от шефа и подчиненные. У Елены Лукаш, первого замглавы АП, сестра Татьяна трудится на посту секретаря Центризбиркома. А у Геннадия Васильева, обычного зама и экс-генпрокурора, в Раде обретается брат-нардеп.

Еще один заместитель Левочкина, Олег Рафальский, недавно получил повод отпраздновать повышение своего брата. В апреле Игорь Рафальский из кресла директора Житомирского областного архива шагнул на пост главы Обуховской райгосадминистрации, получив таким образом контроль над землями “золотого” пригорода Киева — именно в этом районе находится знаменитая Конча-Заспа.

Не минула чаша радости за родственника и Анну Герман, замглавы АП, — ее сын Николай при новой власти стал заместителем руководителя МинЧС. Это назначение стало хорошим взлетом для человека, до того бывшего помощником народного депутата.

Не отстают от руководства АП и члены правительства. Здесь самая заметная родственная пара — это дуэт Клюевых, Андрей (первый вице-премьер) и Сергей (народный депутат от ПР).

Неплохо устроилось и Толстоуховы — глава семьи Алексей трудится на посту министра Кабинета Министров, а его жена Светлана работает заместителем главы Министерства по делам молодежи, семьи и спорта. Правда, эту должность она получила еще при предыдущей власти.

Настоящий семейный рай находится и на уровне законодательной власти. Вот лишь некоторые примеры. Марина Лобазова, дочь Василия Грицака, нардепа-регионала, имеет мандат депутата фракции ПР в Харьковском горсовете. Ко всему, вместе с ней ходит на заседание ее муж — тоже местный депутат Сергей Лобазов.

У нардепа Сергея Кивалова, который совмещает свой пост с членством в Высшем совете юстиции (ВСЮ) дочь Татьяна депутатствует на юге, в Одесском горсовете, а кум, Владимир Колесниченко, так и вовсе под боком — он недавно возглавил ВСЮ.

Очень тепло относятся к родственникам высокопоставленных регионалов избиратели на их “исторической” родине — Донетчине и Луганщине. Иначе как объяснить тот факт, что в Донецкий облсовет прошла целая группа детей нардепов от ПР: сын Антона Пригодского Виталий, сын Бориса Дейча Владимир. Еще один наследник Дейча, Сергей, трудится в горсовете Донецка. Вместе с ним там депутатствует сын нардепа Валентина Ландика Андрей. А сын брата Валентина Ландика Владимира имеет мандат депутата Луганского горсовета.

Надежная связь

Родственные узы нынешней власти часто приводят к монополизации контроля над некоторыми регионами.

Например, Янукович сделал губернатором Ривненской области Василия Берташа. Это стало хорошей новостью для депутата ривненского горсовета Мирослава Берташа, сына новоназначенного главы облгосадминистрации.

Похожая ситуация на Донецкой области: губернатор области и один из депутатов облсовета носят фамилию Близнюк, потому что являются родственниками, отцом (губернатор) и сыном (депутат).

В надежные руки семьи Вилкулов попала Днепропетровская область. Они сконцентрировали в своих руках как исполнительную, так и законодательную власть: губернатором здесь Александр Вилкул, а главой облсовета — его отец.

Длинную цепочку от ПР к киевскому мэру Леониду Черновецкому протянуло семейство Супруненко. Александр Супруненко депутатствует в Раде, а его брат не только депутат Киевсовета, но и зять Черновецкого. Более того, есть ведь еще и отец — Игорь Супруненко, депутат Соломенского райсовета Киева от промэрского блока.

Впрочем, нынешняя власть укрепляет и отраслевые родственные связи. Например, в мае главой госкомпании Укравтодор стал Владимир Демишкан, до того бывший губернатором Винничины. А винницкое отделение Укравтодора возглавляет его брат Василий.

Интересный налогово-таможенный конгломерат от Партии регионов работает на Харьковщине. Во-первых, советником главы налоговой администрации этого региона трудится Дмитрий Добкин, младший брат Михаила Добкина, местного губернатора и члена ПР. А заместителем начальника специализированной налоговой инспекции по работе с крупными налогоплательщиками в Харькове недавно стала Наталья Салыгина, экс-супруга Василия Салыгина, которого Янукович назначил замглавой Государственной таможенной службы. Кроме того, у Салыгина есть еще и сестра — Юлия Ковалева, народный депутат фракции ПР.

Представителям ПР почему-то глянулась и другая сфера — спасательная. В стенах профильного министерства под крылом Нестора Шуфрича работает не только сын Герман, но и муж нардепа от ПР Елены Бондаренко Андрей. А одесское управление МЧС возглавил Владимир Боделан, сын экс-мэра Одессы и соратника Януковича Руслана Боделана.

Очень серьезный десант родственников регионалов высадился в судах и надзирающей за ними прокуратуре. Кроме контроля над ВСЮ, осуществляемого Киваловым, есть в активе ПР и пример Виктории, дочери Василия Джарты, нынешнего главы Совмина Крыма (который к тому же кум жены Президента). Ее недавно перевели из Хозяйственного суда Донецкой области, где Виктория работала судьей, на такую же должность в Хозяйственном суде Киева. А дочь нынешнего губернатора Николаевской области Николая Круглова Елена Мамонова занимает пост судьи Высшего хозяйственного суда.

В Генпрокуратуре самым частым видом родственных связей “от ПР” стало кумовство. Замгенпрокурора Виктор Пшонка — кум Президента, первый замгенпрокурора Сергей Винокуров — кум регионала Святослава Пискуна.

Свой к своему за своим

Бум трудоустройства во власти целых семей из числа соратников Януковича эксперты объясняют несколькими причинами.

Например, политолог Кость Бондаренко называет поведение родственника во власти прогнозируемым. Мол, он не пойдет против воли своей семьи. К тому же родственник на каком-то ключевом посту — это дополнительная лоббистская площадка для продвижения своих интересов.

Впрочем, эксперт подчеркивает, что все это верно не только для регионалов, но и для любой украинской власти.

Лишь в редких случаях родство может стать помехой. Об этом Корреспонденту говорит Новикова, сестра Левочкина. “Если [меня] выдвигают на какую-то должность или дают какое-то назначение, я не могу себе этого позволить. Потому что сразу же за этим будет обвинение в том, что вот там [в АП] есть протеже”, — рассказывает она.

Хотя Новикова, исходя из ее опыта, могла бы претендовать на неплохие посты. Ведь она активно работает в отечественном парламенте, а в Парламентской ассамблее Совета Европы в политгруппе, в которую входит сестра Левочкина, депутаты из разных стран избрали ее в руководящий орган — бюро.

Но большая часть хорошо пристроенных членов семей власть имущих против покровительства родных ничего не имеют, уверен политолог Вадим Карасев. Он убежден, что родню запихивают во власть в том числе и для того, чтобы обеспечить ей стабильный доход без особых рисков и напряжений. “В Украине в политику и госслужбу пристраивают своих родственников, так как там можно зарабатывать, ничего не делая. А в бизнесе, например, надо еще уметь крутиться”, — объясняет эксперт.

Как показывает практика, некоторых близких представителей политической элиты трудоголиками действительно не назовешь. Например, Ковалева, сестра Салыгина, с 2008 года внесла в парламент всего две свои законодательные инициативы. А Янукович-младший регистрирует по одному законопроекту в год, да и то выступает в них лишь соавтором.

В Украине, уточняет Бондаренко, нет закона, запрещающего непотизм — систему, при которой госдолжности раздают не по профессиональным навыкам, а по принципу родства. И ожидать его появления вряд ли стоит. Ведь у оппозиции те же кандалы на руках — многочисленная родня.

“У них своих родственников хватает и проблем с ними тоже”, — говорит Карасев. Например, недавно в эпицентре скандала оказалась сестра нардепа от НУНС Андрея Парубия Елена. Она работает в одной из налоговых инспекций Львова, и ее задержала милиция по подозрению в вымогании взятки. Правда, позже сестру депутата отпустили.

“На Западе, чтобы стать госслужащим высокого ранга, нужно сдать экзамены, которые определяют, соответствуют ли профессиональные качества кандидата должности. А у нас достаточно быть родственником”, — подводит итог рассуждениям об особенностях украинского непотизма Карасев.

Метки текущей записи:

, , новости
 
Статья прочитана 1773 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Skype   rupolitika

ICQ       602434173