Коллапс российской науки подкрался незаметно. Вместе с ней в кризисе оказалась и система ученых степеней. В ряды «остепененных» ринулись толпы депутатов и столоначальников, не могущих связать двух слов, но, тем не менее, являющихся докторами наук (некоторые – по два раза).
В результате престиж ученых степеней рухнул. Это хорошо показал недавний скандал в диссертационном совете при Московском педагогическом государственном университете, где вскрыли целую сеть фальшивых «диссертантов». Они даже не утруждали себя написанием «научных трудов», включая в них огромные куски из текстов других авторов, то есть совершая плагиат. Кроме того, у многих не было необходимых публикаций Высшей аттестационной комиссии (ВАК составляет специальный список научных журналов, публикация в которых необходима для защиты).
ВАК отменила больше 10 таких диссертаций и лишила горе-ученых кандидатских и докторских степеней, но скандал нанес непоправимый ущерб российской науке в целом. Выяснилось, что количество кандидатов и докторов наук, особенно в гуманитарных дисциплинах, таких как педагогика, политология и юриспруденция, в последние 20 лет резко выросло, а наука, увы, прозябает и почти «прозябла уж совсем».
Ситуация в ВАК (напомню, это государственный орган, который следит за законностью присуждения ученых степеней) оказалась настолько плоха, что ее председателя Феликса Шамхалова посадили в тюрьму. Правда, в связи не с провалами в науке, а с его коммерческой деятельностью: он обвиняется в мошенничестве с кредитом «Внешэкономбанка» на сумму 1,5 млрд рублей.
Сегодня пришла новость из Петербурга: Санкт-Петербургский государственный университет намерен учредить собственную степень «доктора наук/PhD». Для защиты надо написать диссертацию объемом в 300 страниц, причем на английском языке. Претендовать на получение степени доктора Петербургского госуниверситета смогут только российские доктора и кандидаты наук, а также магистры СПбГУ и магистры вузов, если последние входят в число 300 лучших по мировым рейтингам. Иначе говоря, из выпускников российских вузов на подобную программу может поступить разве что магистр из МГУ или пары других лучших отечественных вузов вроде Новосибирского госуниверситета.
Что это значит для российской науки? Новость вроде бы проходная. Ну хотят в Питере сделать свою ученую степень, присуждаемую вузом, а не ВАК, – так это общемировая практика.
На деле же это означает конец постсоветской науки, ее капитуляцию перед Западом. Но не ударились ли мы, часом, в конспирологию? Нет. Давайте проверим.
В странах англосаксонского мира действует система одной докторской степени, то есть самой PhD. Расшифровывается она как «доктор философии», но это не значит, что ее обладатель – обязательно философ. Дело в том, что в средневековой Европе университет был обязан иметь четыре факультета: теологии, права, философии и медицины. Соответственно, докторские степени присваиваются по этим четырем направлениям до сих пор. А наука в современном смысле идет по линии философии. Иначе говоря, возможен «доктор философии по физике» или «доктор философии по математике». Эта степень присуждается после трех лет обучения в аспирантуре, совсем как у нас. Ранее ее всегда приравнивали к нашему «кандидату наук».
В России действует «немецкая» система двух докторских степеней: кандидат наук и доктор наук. В Германии они называются «доктор наук» (наш «кандидат») и «хабилитированный доктор» (наш «доктор наук»). В соответствии с германо-российским межправительственным соглашением Россия и Германия признают степени друг друга. Ученую степень кандидата наук на уровне своего «доктора» признает и Франция.
Петербургский проект, если в него вчитаться, приравнивает российского кандидата наук не к западному доктору, а к магистру – выпускнику вуза, окончившему магистратуру, который рассматривается в РФ как окончивший вторую ступень высшего образования, а не как получивший ученую степень. Если аналогичные решения примут и другие российские вузы, произойдет инфляция ученых званий и их значимость еще более снизится.
Казахстан несколько лет назад провел реформу своей образовательной системы, Вместо двухзвенной схемы «кандидат – доктор» ввели западный PhD. Больше о казахстанской системе образования никто не слыхал. Причина понятна: за западной степенью надо ехать на Запад. Кому нужен PhD, присужденный казахстанским вузом?
Если российская система образования пойдет по тому же пути, то российская наука быстро утратит автономию от англосаксонской и станет придатком к западной системе. Что уже запрограммировано в проекте СПбГУ: защиту диссертации требуется проводить на английском языке, да и текст писать – тоже. Можно сказать, что английский – рабочий язык современной науки и знать его надо. Это правда. Но зачем писать «научное» по-английски в Москве, если это можно сделать в Гарварде или Принстоне?..
Короче говоря, наша наука начала заваливаться на бок. Она, конечно, пока не погибла, но «пахнуть начала».
Есть ли лекарство от вала подделок и присвоений ученых степеней депутатам? Думаю, есть, и в проекте СПбГУ даны правильные предложения по этому вопросу.
А именно. Нужно, чтобы кандидатские степени присуждали вузы, а не диссертационные советы при них, как сейчас. Нужно, чтобы диссертационный совет был малочисленным – человек пять, не больше. Тогда доктора наук, которые присваивают своему коллеге ученую степень, будут нести личную ответственность за качество диссертации. Создаваться диссертационный совет должен по предложению аспиранта, как это и делается на Западе. Ведь в составе такого совета должны быть узкие специалисты, которые понимают, о чем писал диссертант. А у нас в состав огромных диссертационных советов зачастую входят люди, которые просто не понимают, о чем написано «научное исследование». Наконец, степень должен присваивать сам вуз (например, «кандидат наук СПбГУ»), а ВАК (если она нужна: ведь на Западе аналогов нет) должна лишь регистрировать ее.
То есть нужно просто-напросто провести реформу системы присуждения кандидатских степеней, а не уничтожать ее, как это предлагается сегодня. Раз уж Германия и Франция признают наших кандидатов на уровне своих докторов (то есть все тех же PhD), целесообразно опираться на это признание и работать над качеством научных текстов, а не разрушать систему в целом. Что касается степени доктора, то следует оставить право присваивать ее только крупным вузам, в которых действуют общепризнанные научные центры.
Впрочем, я полагаю, что наша власть и наша наука вряд ли пойдут по этому пути. Подождут еще пару лет, пока все протухнет окончательно, а затем побегут «махать топором» и реформировать науку по западному образцу. А значит, все сколь-нибудь талантливые ученые поедут учиться в Европу и уже не вернутся домой.
Печальная перспектива.