Премьер победил в народном голосовании, став главным врагом Байкала и завоевав орден
Владимир Путин одержал очередную победу, на сей раз заслуженную. По итогам интернет-голосования премьер безоговорочно обогнал конкурентов в конкурсе «Враг Байкала», организованного Гринписом, и завоевал главный приз — «Золотой клещ». В ознаменование чего водолазы установили на дне Байкала, у сливной трубы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), памятный знак. Это плакат, на котором перечислена на русском и английском языках тройка финалистов конкурса. Как говорят в Гринписе, знак установлен «с надеждой на то, что премьер, уже погружавшийся на дно Байкала, остановит БЦБК и спустится, чтобы убрать эту табличку со дна озера».
Путин с 52 процентами голосов занял первое место по праву — именно он подписал в январе 2010 года постановление № 1, разрешающее БЦБК возобновить загрязнение Байкала. Вторую и третью ступени пьедестала заняли люди, которые готовили Путину постановление или должны были, но не остановили незаконные действия: на втором месте — Правительство РФ (10%), на третьем — непосредственно Минюст и Минприроды (8%).
Гринпис пообещал передать всем финалистам награды — почетные грамоты и фотоальбом о красотах Байкала, а также собственно знак «Золотого клеща». Орден представляет собой круг со стилизованным изображением иксодового клеща (Ixodoidea) желто-золотистого цвета на черном фоне. «Образ клеща использован не случайно. Избавиться от этого паразита можно только двумя способами: либо удалить хирургически, либо ждать, пока он насосется до упора и отпадет сам», — сказал руководитель Байкальской программы Гринпис России Роман Важенков.
Конкурс «Враг Байкала» начался 13 января 2011 года, в годовщину подписания Путиным постановления, позволившего возобновить сбросы БЦБК в священное для миллионов людей озеро. На народное голосование в середине августа вынесли десять кандидатур (персон или структур), губящих Байкал: руководство Альфа-Банка (главного кредитора БЦБК); замминистра Минпромторга А. Дементьева (за то, что готовил постановление № 1, и за то, что предпринимал попытки разрешить БЦБК увеличить сброс опасных веществ в десятки, а в случае с хлорорганическими веществами — и в десятки тысяч раз); бывший владелец БЦБК О. Дерипаска (за то, что, коротко говоря, довел ситуацию до ручки, а потом свои ручки умыл); глава совета директоров «Континентальинвеста» Н. Макаров (за то, что, управляя сейчас 49,9% акций БЦБК, не предпринимает действенных шагов по прекращению загрязнения Байкала); Минприроды, в частности, замминистра С. Леви, и Минюст (за то, что согласовали проект постановления № 1, несмотря на его очевидное противоречие законам «Об охране озера Байкал», «Об охране окружающей среды» и пр., а также Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО); аппарат Правительства РФ (за предоставление необъективных материалов, послуживших обоснованием для принятия Путиным постановления); В. Путин (тут пояснения не требуются); Республика Кипр (а тут требуются: Кипр попал в список, так как именно там зарегистрировали GALIBI LIMITED, распоряжающуюся теперь 49,9% акций БЦБК — согласно обнародованному списку аффилированных лиц на 30.06.2011); вице-премьер И. Сечин (за попытки разрешить БЦБК увеличить сброс опасных веществ в десятки, а хлорорганических веществ — в десятки тысяч раз, за давление на кредиторов БЦБК, за вмешательство в отношения хозяйствующих субъектов, один из которых банкрот); вице-премьер И. Шувалов (за невыполнение распоряжение начальника «обеспечить возобновление производства целлюлозы на БЦБК при замкнутом водообороте» и за подготовку постановления № 1, позволившего запуск комбината при разомкнутом водообороте).
В ходе голосования добавились еще две кандидатуры: совет директоров БЦБК (за то, что годами не предпринимал ничего, чтобы остановить загрязнение Байкала) и самокритичное «мы, российский народ». Винят себя 6% голосовавших.
Напомню, что в прошлом году, еще до гринписовского конкурса, на сайте иркутского информационного центра «Бабр.ru» голосовали за то, кого признать главным врагом Сибири. Участвовали 41 143 человека. По итогам главным врагом Сибири с 41,5% голосов признан тот же Путин. Дерипаска — второй, с 13,8%, третья — «Единая Россия». У нее 13,6%.
Отношение к метрополии еще очевиднее, если учесть расклад оставшихся голосов: «москали» — 7,8%, вертикаль власти — еще 4,7%, по одному проценту у Дмитрия Медведева и Госдумы. Для сравнения: Китай, которого в Москве боятся, конечно, больше, чем в граничащих с ним регионах России, числят во врагах Сибири 2%, а Барака Обаму — 2,9%.
По результатам еще одного опроса — «Бабра», Путин стал и антигероем прошлого года. 47% признали его таковым «за Байкал и всё-всё-всё».
В Гринписе полагают, что в борьбе за «Золотой клещ» Путин упрочил свое лидерство благодаря тому, что 5 сентября на конференции «Единой России» в Череповце заявил, что БЦБК остановить нельзя, поскольку в его продукции нуждается российский ВПК, в частности, производство ракет. Цитирую по сайту ЕР: «Бороться за чистоту производства, чтобы оно не наносило вред природе, необходимо, но при этом нельзя согласиться с предложением некоторых «горячих голов», которые предлагают закупать целлюлозу за границей. Для ракетной промышленности за границей нам ни шиша с вами никто не продаст. Это надо понимать».
Таким образом, Путин, мотивируя свое решение о перезапуске БЦБК, уже не ссылается на то, что БЦБК в 2008 году сбросил 27,4 тыс. тонн, а водоканал Иркутска — 106 тыс. тонн. Об этом он говорил, напомню, на заседании Российского географического (!) общества, пренебрегая тем, что в реальности сбросы БЦБК в тысячу раз больше, а главное — река Ангара, вбирающая иркутские стоки, не впадает в Байкал, а вытекает из него.
Видимо, теперь Путину подсказали, откуда и куда течет Ангара. Не ссылается он теперь и на перспективу социального взрыва в Байкальске, не произносит этих волшебных слов: «градообразующее предприятие», «рабочие места». Наверное, и тут ему подсказали, насколько это нелепо выглядит: чего ради жителям региона оплачивать своим здоровьем прибыли Дерипаски, а теперь его партнера по лесному бизнесу, которому он перекинул пакет акций?
Остался один аргумент, но какой! Святой: наши ракеты. Кстати, может, «Булава» не летает или летает не туда именно из-за целлюлозы, производя которую, гадят в Байкал? Я серьезно. Какой смысл в ракетном щите, для производства которого уничтожают то, что он якобы должен охранять? Какой враг способен нанести нам больший ущерб и вред, чем мы сами?
К слову, осенью 2008 года БЦБК останавливали не враги российского государства, а оно само. Что, тогда о ракетах не думали, а нынче вспомнили? Иркутский арбитраж, начавший банкротство БЦБК, — враг России? И если БЦБК так важен, почему многие годы он влачит крайне жалкое существование и уже давно банкрот?
Аргументы премьера о крайней нужде ракетостроения в сохранении БЦБК давно прокомментированы специалистами. Еще два года назад один из инженеров, работающих в производстве стратегических ракет, сказал мне коротко: «Это полная чушь». Если подробнее, то в ракетостроении используется беленая целлюлоза, которую выпускал ранее БЦБК. Но постановление правительства, по словам самих руководителей БЦБК, потребовалось для возобновления производства небеленой целлюлозы, выпуск же беленой с властями не согласовывался. И этой продукции, помимо прочего, накоплено столько, что нашему ВПК за десятилетия не переработать.
Самое главное: выпуск беленой целлюлозы запрещен, и Путин своим постановлением отнюдь не отменил и не мог отменить запрет, наложенный на БЦБК на использование хлора для отбеливания целлюлозы. Так о какой целлюлозе и для каких ракет говорит теперь премьер?
Если вдруг на минуту поверить в искренность и компетентность Путина, остается лишь предположить, что у него и его товарищей есть какое-то свое, нам неведомое ракетостроение. Какие-то специальные ракеты, на которых они, когда здесь всё отравят и выкачают-высосут, улетят на их родную планету.