В воскресенье в Москве прошло сразу несколько акций протеста тех движений, которые сочли результаты выборов заведомо несправедливыми. Бунтовать пытались активисты “Левого фронта”, “Другой России” и националисты. Все акции были пресечены полицией, задержавшей в общей сложности несколько сот человек. Митинговать спокойно могли себе позволить только прокремлевские активисты из движения “Наши”.
Первыми на улицы в день голосования вышли активисты прокремлевского движения “Наши”. Около 2 тыс. человек собрались утром в одном из павильонов ВВЦ на мероприятие под названием “Форум гражданских активистов”. Посторонним попасть туда было невозможно: в павильон пускали только по беджам с штрих-кодом. Охранники считывали его с помощью сканеров наподобие тех, какими пользуются продавцы в супермаркетах. Обычной праздничной атрибутики вроде песен в стиле техно с патриотическими текстами или призывов любить Россию не было. “Наши” строились в колонны по 100-200 человек и уходили голосовать по открепительным удостоверениям на один из семи избирательных участков, открывшихся в районе ВДНХ. Сомнений за кого не было: они говорили, что голосуют за “Единую Россию”, потому что “видят реальные достижения” и что “у каждого человека теперь есть возможность купить iPad”. Появление активистов на избирательном участке вызвало столпотворение и очереди. Пенсионеры, застрявшие у входа на участок, указывали на “проплаченный” характер акции. Проголосовав, молодые люди расходились гулять по Москве. Ряд представителей оппозиции вчера уличили молодых людей в том, что те могли проголосовать несколько раз, однако в пресс-службе движения “Наши” “Ъ” эту информацию, разумеется, опровергли.
Оппозиционеры из “Левого фронта” намеревались унести с участков свои бюллетени и прийти с ними в знак протеста против нечестных выборов на Красную площадь. “Нас должно быть много, тогда победим!” — еще за неделю до выборов обнадеживал в SMS-рассылке лидер “Левого фронта” Сергей Удальцов, однако сам на площади так и не появился. Утром 4 декабря неизвестные, не представляясь, затащили оппозиционера в машину без номеров и увезли. Позже выяснилось, что это были сотрудники полиции.
Несколько десятков представителей “Левого фронта” все же собрались на станции метро “Театральная”, поднялись по эскалатору и пошли к отметке, обозначающей нулевой километр. Здесь их ждали десятки полицейских автобусов. “Мы вышли сюда, чтобы заявить протест против фиктивных выборов,— бодро начал один из участников “Левого фронта”.— Также мы хотим рассказать о наших товарищах-политзаключенных”. Договорить ему не дали — полицейские привычно начали задержания. В десяти метрах от толпы несколько человек неожиданно развернули транспарант “Бездомные Ногинска”. “Мы обманутые дольщики,— быстро рассказывали эти люди, пока до них не добралась полиция.— Правительство обещало разобраться с нашей проблемой, но ничего так и не было сделано”. На этом забрали и их. “Я же говорил, война скоро будет”,— тихо говорил один полицейский из шеренги оцепления другому, показывая на толпу, скандирующую “Позор!”. По данным полиции, всего в районе Красной площади было задержано не более 30 человек.
Несколько часов спустя около сотни человек было задержано и на Триумфальной площади, где несанкционированную акцию пытались провести члены “Другой России”. Акция до мелочей напоминала те, что проходят здесь по 31-м числам в рамках “Стратегии-31″. Полиции было в разы больше, чем журналистов и участников, ей впервые за долгое время помогал отряд особого назначения. Полицейские выстраивались в шеренги и выдавливали журналистов в сторону 1-й Брестской улицы. Группы оппозиционеров скандировали “Путин, уходи!” и другие лозунги, полиция в ответ действовала крайне жестко. На каждого из задержанных приходилось от трех до шести задерживающих. Многих несли в автозаки, держа за руки и за ноги. Другороссы жгли файеры и кричали “Позор!”. В начале седьмого на Триумфальную площадь приехал вдохновитель акции — Эдуард Лимонов. Он вышел из автомобиля, сделал несколько шагов, а потом — уже под руки с полицейскими — проследовал в полицейский автомобиль. Задержанных доставили в разные столичные ОВД, многих не отпустили спустя отведенные по закону три часа.
Не менее 70 человек в ходе протестной акции было задержано и в Санкт-Петербурге. В одном из автобусов, куда их помещали, завязалась серьезная драка с полицейскими, было выбито стекло. Среди задержанных исполнительный директор петербургского отделения “Объединенного гражданского фронта” Ольга Курносова и один из участников арт-группы “Война” Леонид Николаев.
В 21:00 на площади Революции в Москве попытались собраться националисты. “Может быть, нам стоит взять с собой автоматы?!” — кричал, анонсируя акцию “против нечестных выборов” еще в ходе “Русского марша” в ноябре, бывший лидер запрещенного Движения против нелегальной иммиграции Александр Белов. К этой акции полиция подошла с максимальной серьезностью: на площади брали всех, кто хоть чем-то напоминал полиции националиста или скинхеда. Одним из первых взяли представителя оргкомитета “Русского марша” Дмитрия Демушкина, всего в автозаки было отправлено не менее 50 человек. К десяти вечера на площади их сменили несколько сотен “Наших”. Под усиленной охраной они устроили митинг-концерт.