Новый скандал, связанный с сомнительным сбором подписей в поддержку одного из кандидатов в президенты – главы Иркутской области Дмитрия Мезенцева. Не успел он отмежеваться от группы волонтеров, заполнявших подписные листы в железнодорожном вузе Москвы, как появились новые материалы.
Из телеграммы, которая попала журналистам, следует, что руководство “Свердловской железной дороги” направило телеграмму в адрес около ста промышленных предприятий, в которых просит поддержать кандидата в президенты Дмитрия Мезенцева. Первый заместитель начальника СвЖД Валерий Фомин заявляет, что сотрудники предприятий должны “обеспечить необходимый сбор подписей”. Текст телеграммы подкреплен печатью ЗАО “Уралтранстелеком”.
Как отмечает “Коммерсант”, с инициативой по выдвижению Мезенцева, в прошлом железнодорожника, 14 декабря неожиданно вышли профсоюзы “Восточносибирской железной дороги”, которые попросили его об этом лично.
“В целях обеспечения гарантированного проведения выборов в соответствии с законом инициативной группой граждан, в том числе работников “Восточносибирской железной дороги”, был выдвинут в качестве кандидата губернатор Иркутской области Дмитрий Федорович Мезенцев. Данная инициатива поддержана руководством компании. Считаю, что свердловские железнодорожники не могут оставаться в стороне от происходящих в стране событий. Сегодня важно поддержать эту инициативу и обеспечить сбор необходимого количества подписей до 15 января 2012 года”, – заявляет в телеграмме Валерий Фомин. Он также напоминает, что на совещании в декабре предприятиям была поставлена задача выбрать и предоставить список работников, назначенных сборщиками подписей, чтобы они могли пройти обучение. На каждого сборщика подписей, по словам господина Фомина, должно приходиться от 80 до 100 человек.
Отметим, что этот документ фактически открытым текстом подтверждает предположения политологов: Мезенцев – сугубо технический кандидат, его выдвижение понадобилось лишь для того, чтобы выборы президента состоялись в любом случае – если вдруг кандидаты от оппозиции дружно откажутся от участия в них.
В своем блоге Игорь Драндин отмечает, что если “эта телеграмма не фейк, нарисованный в фотошопе на деньги Госдепа, то нет смысла объяснять, что это нарушение федерального закона “О выборах президента РФ”. Закон запрещает участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, в сборе подписей. Также запрещается в процессе сбора подписей принуждать к этому избирателей и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей на рабочих местах.
Глава Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин считает, что факт нарушения избирательного законодательства как со стороны РЖД, так и со стороны самого кандидата доказать будет сложно. “Неочевидно, что за этим последуют какие-либо последствия. Чтобы доказать вину Мезенцева, нужно доказать то, что телеграмма была отправлена по его указанию. Если нет, то железнодорожники могут заявить, что собирают подписи по своей инициативе. Конечно, из текста понятно, что руководство РЖД использует свое служебное положение, но если не будет доказано, что при этом сборе подписей были затрачены какие-либо средства, то это максимум – административное нарушение”, – поясняет господин Бузин. По его мнению, вряд ли на телеграмму даже последует какая-либо реакция Центризбиркома.
Гендиректор Международного института политической экспертизы Евгений Сучков считает, что дата, поставленная на телеграмме (26 декабря 2011 года), говорит о том, что у Мезенцева есть проблемы со сбором подписей, а инцидент в Московском институте инженеров транспорта является тому подтверждением. По мнению эксперта, для полноценного сбора подписей на самом деле необходимо минимум три-четыре месяца, а также значительные финансовые вложения, так как по практике только 5% подписей собираются бесплатно.
Руководство РЖД быстро открестилось и от этого: “текст полностью некорректный”
Вечером в среду руководство РЖД дезавуировало телеграмму, передает РИА “Новости” со ссылкой на пресс-службу предприятия.
“Одним из заместителей начальника Свердловской железной дороги была выпущена телеграмма с предложением создать пункты сбора подписей для работников железнодорожного транспорта, текст телеграммы был изложен полностью некорректно”, – сообщил представитель пресс-службы.
При этом он оговорился, что телеграмма не принуждала работников дороги ставить подписи в подписных листах или проводить сбор подписей на рабочих местах.
****
ОАО «Российские железные дороги» отреагировали на предвыборный скандал[...] ОАО «Российские железные дороги» отреагировали на предвыборный скандал, инициатором которого стала Свердловская железная дорога. Как ранее сообщалось, на СвЖД была распространена телеграмма за подписью замначальника дороги Валерия Фомина, который предписывал ключевым подразделениям обеспечить сбор подписей в поддержку губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, выдвинувшего свою кандидатуру в президенты России.
«Во-первых, действие этой телеграммы руководством компании уже отменено, – сообщил сегодня «Новому Региону» начальник Управления «Пресс-служба» Департамента корпоративных коммуникаций РЖД Дмитрий Перцев. – До всех должностных лиц доведены основные позиции законодательства, связанные с выборами органов государственной власти». По словам г-на Перцева, в РЖД уже началась внутренняя проверка, «почему и зачем вышла эта телеграмма». Известно, что разбираться со своим заместителем Валерием Фоминым надлежит начальнику СвЖД Алексею Миронову. Но в какие сроки будет проведено такое расследование, на РЖД сказать затрудняются. «Ясно одно – это будет внутренняя проверка компании», – говорит г-н Перцев.
При этом в монополии считают, что никто не принуждал работников РЖД подписываться в поддержку кандидата в президенты Дмитрия Мезенцева. «Телеграмма действительно содержала предложение создать пункты сбора подписей, но сама эта мысль была выражена некорректно. Мы считаем, что в телеграмме нет каких-либо принуждений к проставлению подписей на рабочих местах», – говорят в РЖД.
Добавим, что все случившееся в ОАО «РЖД» сейчас пытаются представить как частную инициативу замначальника СвЖД Валерия Фомина. «Это инициатива конкретного должностного лица», – подчеркивает г-н Перцев. Впрочем, всем, кто хоть сколько-нибудь знаком с работой РЖД и филиалов компании предельно ясно: в монополии, как и в армии, подобные инициативы не приветствуются, и опытный Фомин вряд ли мог действовать по «велению души и собственной воли». Тем не менее, всякую централизованность сбора подписей в РЖД наотрез отрицают. В частности, там опровергли заявления Российского профсоюза локомотивных бригад (с которым у РЖД идет давняя война, прим. НР), что сборы подписей за Мезенцева были организованы также на Московской и Октябрьской ЖД. «Ничего подобного там не было», – уверяют в пресс-службе РЖД.