Астрономические 1 трлн 136 млрд рублей ($36,4 млрд) — столько уже израсходовано на Олимпиаду-2014 в Сочи. За оставшиеся до открытия Игр 305 дней истратят еще плюс-минус 390 млрд рублей. И осваивают эти миллиарды в основном приближенные к Владимиру Путину компании.
Миф мифов: строительство олимпийских объектов осуществляется за счет частных инвестиций. На самом деле зимняя Олимпиада в тропиках ведется либо за счет бюджета, либо за счет госкорпораций, либо за счет акционерных обществ, находящихся в собственности или под контролем государства. Крупных частных инвесторов всего двое, бизнесмены Олег Дерипаска и Владимир Потанин. Причем в отношении частных инвестиций действовало правило, согласно которому 70% вложений покрывалось за счет кредитов Внешэкономбанка (государственная корпорация), а 30% должны были составить частные вложения. Однако уже в конце 2012 года власти де-факто признали, что практически все без исключения объекты Олимпиады убыточны и никогда не окупятся. «Инвесторы стали более критично смотреть на рыночные риски реализации проектов. Возник вопрос по окупаемости», — осторожно выразились во Внешэкономбанке. И увеличили долю кредитов ВЭБа до 90%.
Таким образом, общий объем государственных капиталовложений в программу подготовки Игр составляет 96%.
Тройка чемпионов
Самым крупным инвестором в строительство олимпийских объектов является госкорпорация «Олимпстрой». Она осваивает 303,9 млрд рублей бюджетных денег. При этом изначально речь шла о 143 млрд рублей. Но в 2011 году правительство неожиданно в два раза увеличило размер взноса в «Олимпстрой». В пояснительной записке Минрегион тогда даже не счел нужным объяснить, почему потребовался рост расходов, но зато указал, что федеральным бюджетом эти затраты уже предусмотрены.
Таким образом, на «Олимпстрой» приходится 20% бюджета Олимпиады. Компания отвечает за строительство стадионов в Имеретинской низменности, главной олимпийской деревни и инфраструктуры, а также координирует общую подготовку к Олимпиаде. В «Олимпстрое» с момента его создания в 2007 году сменились аж три руководителя: Семен Вайншток, Виктор Колодяжный, Таймураз Боллоев, и сейчас руководит компанией Сергей Гапликов. Кадровая чехарда — свидетельство хаоса и бардака в госкорпорации, ответственной за Олимпиаду. Одновременно каждая кадровая перестановка в руководстве «Олимпстроя» сопровождалась возбуждением уголовных дел по фактам мошенничества, коррупции и превышения должностных полномочий: только после отставки Боллоева в 2011 году было возбуждено 27 уголовных дел. Однако ни одно из них до суда доведено не было.
И хотя еще в 2007 году было объявлено, что за олимпийским строительством будет установлен парламентский контроль, «Олимпстрой» никогда не входил в перечень компаний, которые должны отчитываться о своей деятельности перед Государственной думой. Попытка депутатов-коммунистов изменить это в 2011 году успехом не увенчалась, хотя инициативу поддержали три фракции. Депутаты от «Единой России» дружно проголосовали против. И теперь уже понятно, почему.
На втором месте по освоению бюджетных средств — ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). На 100% государственная компания. Глава — друг Путина по кооперативу «Озеро» Владимир Якунин. РЖД отвечали за строительство автомобильных и железных дорог (в том числе самый дорогой объект Олимпиады — дорога Адлер — Красная Поляна — более 200 млрд рублей), реконструкцию участка железной дороги Туапсе — Адлер, строительство и модернизацию вокзалов (в Адлере, Дагомысе, Мацесте, Хосте, Сочи), создание грузовых дворов. Всего, по данным годовых отчетов компании, порядка 300 млрд рублей, то есть около 20% олимпийских средств, — из бюджета и за счет повышения железнодорожного тарифа. То есть за счет налогоплательщиков. Только в 2008 году олимпийское повышение тарифа составило 1% на все виды перевозок по стране.
И замыкают тройку лидеров компании, аффилированные со структурами братьев Ротенбергов, Аркадия и Бориса, друзей детства Владимира Путина. Они строили газопровод, дороги, аэропорт, Адлерскую ТЭС, грузовой и морской порт и другие инфраструктурные объекты. Общий объем бюджетных средств и средств «Газпрома», который получили их компании, составил порядка 229 млрд рублей — 15% всего бюджета Олимпиады. То есть каждый седьмой олимпийский рубль освоен Ротенбергами.
„
Каждая кадровая перестановка в руководстве «Олимпстроя» сопровождалась возбуждением уголовных дел: только после отставки Боллоева было возбуждено 27 уголовных дел
”
Налогоплательщики
Остальные крупные участники олимпийской стройки осваивают от 4% до 10% выделенных бюджетом средств. В основном это компании, которые частично или полностью контролируются государством.
ОАО «Газпром», председателем правления которого является друг и бывший подчиненный Путина в мэрии Санкт-Петербурга Алексей Миллер, был занят в четырех объектах общей стоимостью 160 млрд рублей. За эти деньги строятся: тот самый газопровод «Джубга — Сочи», подряд на который получил Ротенберг (см. выше), Адлерская ТЭС (строил опять же Ротенберг), горно-туристический центр и лыжно-биатлонный комплекс «Лаура» с деревней.
Администрация Краснодарского края, которую возглавляет скандально известный по Кущевке и Крымску губернатор Александр Ткачев, потратит на объекты к Олимпиаде, как следует из общей сметы расходов, более 109 млрд рублей (по данным на 1 января 2013 года, израсходовано уже 77,7 млрд). Речь идет об инвестициях в инфраструктуру города Сочи, в том числе строительство дорог, коммунального хозяйства и жилья.
Олимпийский бюджет Кубаньэнерго (Компания, подконтрольная ОАО «Холдинг МРСК», главным акционером которого является Росимущество) и Федеральной сетевой компании (ФСК) (Основной акционер — Росимущество), по подсчетам аналитиков, — как минимум 50 млрд рублей. Деньги тратятся на развитие сетевого хозяйства, в том числе модернизацию высоковольтных линий передачи для переброски энергии в район Сочи на период проведения Игр. Кроме того, ФСК до конца октября 2013 года по договору с «Олимпстроем» направит в Сочи девять мобильных газотурбинных электростанций для обеспечения Олимпиады электричеством.
И наконец, ОАО «Сбербанк России». Председатель правления — Герман Греф, давний, со времен Петербурга, соратник Путина. Строит комплекс трамплинов и спортивно-туристический курорт «Горная Карусель», центром которого станет «Горки Город» с олимпийской медиадеревней. Общий объем капиталовложений в эти проекты, по данным газеты «Ведомости», за время реализации вырос с 16 до 75–80 млрд рублей к 2012 году.
Кроме вышеперечисленных основных заказчиков и подрядчиков Олимпиады, в подготовке Сочи к Играм принимают участие Интер РАО (модернизация Сочинской ТЭС), АЛРОСА, Управление делами президента и другие государственные компании и структуры. На них приходится около 13–15% олимпийского бюджета.
Частные лица
В качестве частных инвесторов Олимпиады выступают «Интеррос» Владимира Потанина и дочерние структуры «Базэла» Олега Дерипаски.
«Интеррос» Потанин вложил 68,6 млрд рублей в строительство горнолыжного курорта «Роза Хутор». Из них 55,7 млрд рублей — это кредит Внешэкономбанка.
Олег Дерипаска в 2007 году планировал потратить порядка 45 млрд рублей. На сегодняшний день его инвестиции — в районе 40 млрд. Объекты — Олимпийская деревня в Имеретинской низменности, грузовой порт, сочинский аэропорт. Компании Дерипаски также участвовали в строительстве дублера Курортного проспекта. И получили от Внешэкономбанка кредитную линию на 22 млрд рублей. В феврале этого года стало известно, что ВЭБ уже не знает, что делать, по крайней мере, с одним кредитом, выданным Дерипаске: 4 млрд рублей банк выделил на строительство грузового порта в 2009 году, и теперь, по данным газеты «Коммерсантъ», рассматривает этот заем как безнадежный — порт оказался убыточным.
Фавориты
Положение участников строительства Олимпиады радикально отличается. Потанин и Дерипаска вынуждены вкладывать свои средства и брать кредиты, рискуя никогда не окупить проекты. Сбербанк и «Газпром» воспринимают участие в строительстве Олимпиады как вынужденное обременение, навязанное им президентом. РЖД строит за счет бюджета и повышения тарифов на железнодорожные перевозки, а «Олимпстрой» «осваивает» государственные миллиарды, оставаясь при этом госкорпорацией. И только Ротенберги зарабатывали, как показывают анализ и расчеты экспертов, баснословные прибыли на инфраструктурном строительстве олимпийских объектов. К примеру, выручка компании «Стройгазмонтаж» только в 2011 году выросла в полтора раза: со 154 млрд рублей до 241,4 млрд, а чистая прибыль увеличилась в 4,5 раза — с 3,7 млрд до 17 млрд. При этом прибыль получают их частные компании, ответственность по сравнению с госкорпорациями и частными инвесторами сведена к нулю, потому что объекты, которые они строят, переведены на баланс государства.
Структуры Ротенбергов получили 21 подряд на олимпийские стройки стоимостью 229 млрд рублей, или порядка $7 млрд. Это больше, чем расходы на всю Олимпиаду в Ванкувере ($6 млрд).
Вот конкретные примеры.
В 2009 году их компания «Стройгазмонтаж» получила от «Газпрома» без конкурса подряд на строительство газопровода «Джубга — Сочи» стоимостью 32,6 млрд рублей. Однако годом ранее госкорпорация анонсировала строительство этого объекта за 8–10 млрд рублей. Для Ротенбергов цена выросла почти в четыре раза. То есть ровно в такое количество раз, во сколько вырос за шесть лет бюджет Олимпиады.
Параметры газопровода «Джубга — Сочи»: диаметр 530 мм, длина 177 км, затраты на 1 км — €4,6 млн. Большая часть газопровода прошла по дну Черного моря. Поэтому для сравнения естественно взять газопровод «Северный поток», который проложен по дну Балтийского моря. В его строительстве тоже принимал участие «Стройгазмонтаж». Две ветки длиной 1224 км каждая, стоимость — €8,8 млрд, то есть затраты на 1 км одной ветки — €3,6 млн. Таким образом, олимпийский газопровод — притом что его мощность в семь раз меньше мощности одной нитки «Северного потока» — обошелся на €1 млн больше, чем километр балтийского газопровода. И это притом что средняя цена строительства самого «Северного потока» оказалась выше европейской более чем в три раза, что вызвало шквал возмущения в европейской прессе. Стоимость олимпийского газопровода превышает среднеевропейскую цену почти в пять раз. И это первый, но не единственный ценовой олимпийский рекорд, поставленный Ротенбергами.
Скандальные конкурсы на получение подряда на строительство дублера Курортного проспекта в Сочи закончились победой нескольких инвесторов. Дерипаска выиграл право строить первую очередь дублера, а контракт на вторую и третью в октябре 2010 года получило ОАО «Мостотрест». И произошло это буквально через несколько дней после того, как стало известно, что блокирующий пакет компании приобрели структуры Аркадия Ротенберга. Общая протяженность 2-й и 3-й очередей дублера Курортного проспекта — 10,8 км, стоимость контракта — 59,36 млрд рублей. Таким образом, один километр дублера Курортного проспекта обошелся более чем в 5 млрд рублей! Или $170 млн.
Дублер представляет собой совокупность дороги, тоннелей и мостов. Даже если исходить из того, что дублер — сплошной тоннель (а это самый дорогой объект строительства), а также из средней цены километра тоннеля в Европе $120 млн, мы видим превышение стоимости в сравнении с европейскими аналогами практически в полтора раза. Однако сверхцена не спасла от аварий: в марте этого года произошло обрушение тоннеля 3-й очереди, провалился грунт, а с ним поехал и стоявший на нем дом.
Наконец, Адлерская ТЭС. Подряд на ее строительство в 2009 году был отдан «Газпромом» подконтрольной Ротенбергам ОАО «ТЭК Мосэнерго». В 2010 году Путин объявил, что стоимость строительства Адлерской ТЭС — 28 млрд рублей при мощности 360 мегаватт. Таким образом, цена станции в пересчете на один киловатт составляет $2600, что в два-три раза выше среднемировой цены на газовые тепловые электростанции.
Многомиллиардные затраты на Олимпиаду уже стали предметом широкого общественного обсуждения. Счетная палата, которая по закону обязана контролировать государственные, в том числе и бюджетные, расходы, такие отчеты готовит ежеквартально. Однако все они под грифом «Для служебного пользования». В феврале 2013 года Счетная палата обнародовала лишь данные о том, что «Олимпстрой» допустил удорожание олимпийских объектов на 15,5 млрд рублей. Цифра, конечно, огромная, но она составляет всего лишь 1% от бюджета Олимпиады. Поверить в то, что масштабы злоупотреблений при распиле олимпийских бюджетов составили 1%, невозможно.
Но даже эти сведения, а также конкретные нарушения, допущенные при строительстве, власти тщательно скрывают. 19 февраля 2013 года депутат Госдумы Дмитрий Гудков направил в Счетную палату запрос на имя ее председателя Сергея Степашина с просьбой предоставить информацию о результатах проверок олимпийских строек. 1 апреля пришле ответ: материалы по результатам проведенных проверок были направлены в Госдуму, второй раз отправлять не будем. Мол, там и ищите. Дмитрий Гудков ищет уже неделю.
Зато вряд ли когда-нибудь будет получен ответ по поводу уголовных дел № 326956 и 326493, которые были возбуждены в июне 2012 года следственной частью Следственного управления УВД по г. Сочи по признакам состава преступления, предусмотренным ч. 3 ст. 30, ч. 4. ст. 159 УК РФ (мошенничество) — как предполагает следствие, «Олимпстрой» и его подрядчик ООО «НПО «Мостовик» умышленно завысили стоимость строительства олимпийских объектов на сумму 2 млрд 520 млн рублей и 22 млрд 973 млн 830 рублей соответственно. Согласно сообщениям СМИ со ссылкой на сотрудников правоохранительных органов, эти дела были подготовлены к отправке в суд. Но так до него и не дошли.
Можно констатировать: один рекорд на Олимпиаде в Сочи уже поставлен — рекорд по распилам и откатам, объемы которых олимпийское движение, кажется, еще не знало.
Олимпийские объекты братьев Ротенбергов
Наименование объекта: Строительство центральной автомагистрали г.Сочи «Дублер Курортного проспекта», 2 и 3 очереди
Подрядчик: ОАО «Мостотрест»
Стоимость контракта(в млрд рублей): 59,36
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год; Сочи-24
***
Наименование объекта: Газопровод Джубга-Лазаревское-Сочи
Подрядчик: «Стройгазмонтаж»
Стоимость контракта(в млрд рублей): 32,6
Источник: Отчет Олимпстроя за 2011 год;
***
Наименование объекта: Адлерская ТЭС
Подрядчик: ОАО “ТЭК Мосэнерго”
Стоимость контракта(в млрд рублей): 28
Источник: Такую цифру назвал Владимир Путин на заседании наблюдательного совета ВЭБа в июле 2010 г.; О проекте «Адлерская ТЭС»
***
Наименование объекта: Реконструкция аэропорта г. Сочи (Адлер)
Подрядчик: ООО «Трансстроймеханизация»
Стоимость контракта(в млрд рублей): 3,8
Источник: Годовой отчет ОАО «Мостотрест» за 2010 год
***
Наименование объекта: Строительство Медиацентра в г. Сочи**
Подрядчик: ООО «Корпорация Инжтрансстрой»*
Стоимость контракта(в млрд рублей): 14
Источник: Характеристики объекта на сайте «Корпорации Инжтрансстрой»; Технические показатели медиацентра
***
Наименование объекта: Реконструкция пассажирского морского порта Сочи
Подрядчик: ООО «Корпорация Инжтрансстрой»*
Стоимость контракта(в млрд рублей): 9,98
Источник: Официальный сайт ООО «Корпорации Инжтрансстрой»
***
Наименование объекта: Строительство автодороги «Альпика-Сервис» — «Роза Хутор»
Подрядчик: ООО «Корпорация Инжтрансстрой»*
Стоимость контракта(в млрд рублей): 16,4
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год
***
Наименование объекта: Инженерная защита территории Имеретинской низменности, включая берегоукрепление
Подрядчик: ООО «Корпорация Инжтрансстрой»*
Стоимость контракта(в млрд рублей): 8,3
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год
***
Наименование объекта: Проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы для главного медиацентра
Подрядчик: ООО «Корпорация Инжтрансстрой»*
Стоимость контракта(в млрд рублей): 8
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год
***
Комплекс зданий и сооружений «Малый Ахун» в Имеретинской низменности
Подрядчик: ООО «Корпорация Инжтрансстрой»*
Стоимость контракта(в млрд рублей): 6,25
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год; Основные техно-экономические показатели объекта
***
Наименование объекта: Строительство участка автодороги М-27 Джубга – Сочи (на участке Адлер — Веселое)
Подрядчик: ОАО «Мостотрест»
Стоимость контракта(в млрд рублей): 5,78
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год
***
Наименование объекта: Строительство центральной автомагистрали г. Сочи «Дублер Курортного проспекта», 1 очередь
Подрядчик: ОАО «Мостотрест»
Стоимость контракта(в млрд рублей): 5,5
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год
***
Наименование объекта: Строительство транспортной развязки «Адлерское кольцо» в г. Сочи
Подрядчик: ОАО «Мостотрест»
Стоимость контракта(в млрд рублей): 4,9
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год
***
Наименование объекта: Трасса для проведения автомобильных гонок «Формула-1»
Подрядчик: ООО «Корпорация Инжтрансстрой»*
Стоимость контракта(в млрд рублей): 4,8
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год
***
Наименование объекта: Строительство автодороги «Альпика-Сервис» — «Роза Хутор»
Подрядчик: ООО «Трансстроймеханизация»
Стоимость контракта(в млрд рублей): 4,7
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год
***
Наименование объекта: Создание грузового района порта г. Сочи
Подрядчик: ООО «Корпорация Инжтрансстрой»*
Стоимость контракта(в млрд рублей): 4,7
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год
***
Наименование объекта: Строительство транспортной развязки «Голубые Дали» в г. Сочи
Подрядчик: ОАО «Мостотрест»
Стоимость контракта(в млрд рублей): 2,9
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год
***
Наименование объекта: Строительство развязки на автодороге Джубга – Сочи
Подрядчик: ООО «Корпорация Инжтрансстрой»*
Стоимость контракта(в млрд рублей): 2,9
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год ; Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год
***
Наименование объекта: Разработка рабочей документации и строительство объектов морского порта в Сочи с береговой инфраструктурой
Подрядчик: ООО «Корпорация Инжтрансстрой»*
Стоимость контракта(в млрд рублей): 2,59
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2010 год
***
Наименование объекта: Строительство автодороги от комплекса трамплинов до основных трибун со съездом на трассу для лыжного двоеборья
Подрядчик: ООО «Корпорация Инжтрансстрой»*
Стоимость контракта(в млрд рублей): 2,2
Источник: Годовой отчёт ОАО «Мостотрест» за 2011 год
***
Наименование объекта: Трасса для лыжного двоеборья (проектные и изыскательские работы, строительство)
Подрядчик: ООО «Корпорация Инжтрансстрой»*
Стоимость контракта(в млрд рублей): 1,2
Источник: Официальный сайт ООО «Корпорации Инжтрансстрой»
ИТОГО 228,86
*В начале 2013 года А. Ротенберг и его сын вышли из капитала «Инжтрансстроя». И это не случайно. Как видно из таблицы «Инжтрансстрой» отвечает за строительство многочисленных объектов инфраструктуры Олимпиады, а сроки ввода срываются. См. «Ротенберг сходит с олимпийской дистанции. «Мостотрест» выходит из капитала «Инжтрансстрой»: источник связывает сделку с аудитом сроков сдачи олимпийских объектов»
** Строительство Медиацентра упомянут в докладе Human Rights Watch в связи с нарушением прав рабочих, которым до полугода не выплачивалась заработная плата. Каково будет качество выполненных работ — вы и сами сможете догадаться.