Константин Фрумкин: Доля в мусоре обеспечит сыну Полтавченко практически вечную весну

Греческий предприниматель Леонидас Боболас взял 26-летнего Алексея Полтавченко партнером в проект по строительству в Петербурге мусороперерабатывающего завода. По условиям конкурса, консорциум греческих компаний (Hellektor SA – Aktor Concession – Aktor SA) вложит в проектирование и строительство 200 млн евро привлеченных кредитов, а правительство города заплатит 110 млн руб. за инженерную подготовку стройки и предоставит концессию на переработку питерского мусора на 30 лет.

Георгий Полтавченко не знает, где бы достать денег. Еще когда нынешний губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко был полномочным представителем президента в Центральном федеральном округе, ходили слухи, что пресс-службе полпреда поставлена задача – сделать деятельность шефа как можно более незаметной, и отсутствие публикаций считалось успехом. Правда это или нет, но теперь питерские журналисты прямо говорят, что администрация губернатора не ведет пиара, ее деятельность закрыта для СМИ.

Георгий Полтавченко

Год рождения: 1951

Место рождения: г. Баку

Образование: Ленинградский институт авиационного приборостроения (инженер-механик по приборам авиационно-космической медицины), 1976; Высшие курсы КГБ (1980)

Профессиональный опыт:

1976-1978 – инженер НПО “Ленинец”

1978-1979 – инструктор райкома ВЛКСМ

1979-1992 – работа в органах госбезопасности; последняя должность – начальник Выборгского городского отдела управления Министерства безопасности РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

1993-1999 – начальник управления Федеральной службы налоговой полиции по Санкт-Петербургу

2000-2011 – полномочный представитель президента РФ в ЦФО

С 2011 г. – губернатор Санкт-Петербурга

Семейное положение: женат, сын Алексей

Хобби: рыбалка со спиннингом, баскетбол, произведения Шолохова

“Динамизм сменился сдержанностью, экспрессивность – подчеркнутой немногословностью, ориентация на амбициозные задачи – категорично заявленным намерением жить по средствам”, – характеризует управленческий стиль Георгия Сергеевича шеф-редактор “Санкт-Петербургских ведомостей” Дмитрий Шерих.

Это приводит к тому, что ни жители города, ни опрошенные “Ко” эксперты не видят особых перемен в жизни Северной столицы, с тех пор, как в августе 2011 г. Полтавченко сменил Валентину Матвиенко. Питер страдает от пробок, по-прежнему гремят скандалы между девелоперами и защищающей исторический облик города архитектурной общественностью.

Господа офицеры

За первый год своего губернаторства Георгий Полтавченко заменил большинство важнейших чиновников из команды Валентины Матвиенко. Многие из них перешли в правительство Московской области, и эту подмосковную команду даже стали называть “правительством Петербурга в изгнании”.

Господин Полтавченко, в прошлом офицер КГБ, призвал для управления Северной столицей немало бывших силовиков. Так, администрацию губернатора возглавляет Игорь Дивинский, 20 лет отдавший службе в Вооруженных Силах – в спецназе и военной разведке, прошедший Афганистан, а затем продолживший служение государству в Управлении делами президента и “Газпроме”. Жилищно-коммунальное хозяйство города курирует Сергей Козырев, также бывший армейский офицер, хотя и обладающий большим опытом работы в правительстве Ленинградской области.

Немало и лиц, имевших непосредственное отношение к федеральной власти. Вице-губернатор Олег Марков – однокашник Владимира Путина по юрфаку ЛГУ, трудился под его началом в мэрии Петербурга, а затем работал в различных федеральных ведомствах (таможня и Росфинмониторинг). За экономикой и финансами “присматривает” вице-губернатор Сергей Вязалов, до прихода в правительство занимавший должность замначальника управления президента РФ по внешней политике и тоже успевший поработать в “собчаковской” мэрии. Его подчиненный, глава комитета по экономическому развитию, промышленности и торговле Игорь Голиков, ранее был замдиректора Федеральной службы по оборонному заказу, а когда-то служил в налоговом ведомстве, и СМИ называли его непосредственным инициатором “дела ЮКОСа”.

Одним словом, команда Георгия Сергеевича – это настоящий “срез” путинской бюрократии. Благодаря Владимиру Путину многие “питерские” перебрались в Москву на федеральные должности, а теперь некоторые из них вернулись обратно, в администрацию Полтавченко.

Впрочем, есть исключения. Например, строительным блоком руководит профессиональный строитель и предприниматель Андрей Артеев, ранее работавший в стройхолдинге “Единые решения”, владельцем которого считается единоросс Кирилл Поляков, в прошлом возглавлявший Законодательное собрание Ленинградской области.

Конец амбициям

Еще одним ярким направлением политики Георгия Полтавченко, которое невозможно не заметить, стало свертывание многих амбициозных строительных проектов, инициированных прошлой администрацией. “Так как активная часть горожан утомилась от регулярных масштабных затей предыдущего губернатора, то в целом это привело к более позитивному восприятию первого периода работы Полтавченко в сравнении с последним периодом работы Матвиенко”, – считает политолог Алексей Шустов.

При Матвиенко Петербург был настоящим раем для строительных подрядчиков, и сын губернатора – глава “ВТБ-Девелопмент” Сергей Матвиенко – тоже зарабатывал на этом рынке. Георгий Полтавченко свернул многие проекты, мотивируя сие тем, что у города нет лишних средств. Были заморожены проекты строительства Орловского тоннеля, линии скоростного трамвая до аэропорта Пулково, Ново-Адмиралтейского моста, Дворца искусств на Васильевском острове. Среди пострадавших от столь решительного “секвестрирования” называют депутата Госдумы Виталия Южилина, который, как утверждает “Новая газета”, контролирует Невскую концессионную компанию, собиравшуюся строить Орловский тоннель.

Пострадал также “Главстрой-СПб” Олега Дерипаски. Весной компании отказали в продлении сроков реконструкции квартала Шкапина – Розенштейна. В декабре суд должен рассмотреть иск о расторжении инвестконтракта на строительство жилого квартала “Юнтолово”. Правда, в “Главстрое-СПб” заявляют, что пытаются решить делом миром.

Зафиксирован единственный случай, когда инвестор с помощью суда смог защитить свои права и отбиться от желающей свернуть стройку администрации. Компания “Конкорд Менеджмент и Консалтинг”, входящая в группу “Конкорд” Евгения Пригожина, при Валентине Матвиенко получила участки для возведения на берегу Финского залива комплекса водных видов спорта “Взгляд на Петербург с воды”. Но администрация Георгия Полтавченко решила ануллировать решение своих предшественников, ссылаясь на то, что девелопер собирается заниматься не столько водным спортом, сколько гостиницами и ресторанами. Однако “Конкорду” удалось отстоять свои права в трех судебных инстанциях, и администрация была вынуждена выделить участки.

“ВТБ-Девелопмент” пока держится. Компания строила комплекс “Невская ратуша”, куда из Смольного должна была перебраться городская администрация. Но правительство Полтавченко переезжать не захотело, проект оказался под угрозой. Говорят, что его спасет другой субъект Федерации: в “Невскую ратушу” выразило желание переехать правительство Ленинградской области, а банк “ВТБ” готов организовать под эту сделку лизинговую схему.

Скандалы сопровождали и другой амбициозный проект “ВТБ-Девелопмент” – комплекс деловой и жилой недвижимости “Набережная Европы”. Однако недавно его спас сам глава государства. Выяснилось, что именно на “Набережную Европы” из Москвы передислоцируются органы судебной власти.

Впрочем, далеко не все горожане считают такие “сокращения” оправданными. “Сгоряча господин Полтавченко объявил неэффективными все проекты, продвигаемые до его появления, – рассуждает директор некоммерческого партнерства “Арт-Петербург” Сергей Сергеев. – Но Санкт-Петербург уже просто задыхается в сложившихся исторических ландшафтах, не помещается в тех транспортных коридорах, которые существуют практически без изменений больше века. Не развивая город, не уводя транспортные потоки из центра, невозможно реализовать, например, предложенную администрацией города на Инвестиционном форуме концепцию развития Санкт-Петербурга как туристического центра. В городе назревает настоящий транспортный коллапс: скоро закрывают в центре ключевые станции метро на реконструкцию, сначала “Петроградскую”, затем “Василеостровскую”. Начинается реконструкция Дворцового моста, который является ключевым в городской транспортной схеме. Все это говорит лишь о том, что господин Полтавченко не имеет цельной и упорядоченной картины развития нашего города”.

Бизнес встал

Сложные отношения нового губернатора со стройкомплексом не ограничились мегапроектами. Первое, что сделал Полтавченко, придя в Смольный, – пообещал прекратить уродовать городской центр. По этой или по какой-то другой причине горадминистрация в первые полгода губернаторства Георгия Сергеевича вообще прекратила согласовывать новые строительные проекты: скопившаяся “очередь” насчитывала более 200 заявок. Затем согласование возобновилось, но получать разрешения стало гораздо труднее, в частности, жилье нельзя было построить, не предусмотрев создание социальной инфраструктуры.

“В инвестиционно-строительном комплексе Петербурга стало труднее преодолевать административные барьеры, – рассказал “Ко” главный редактор журнала “Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области” Антон Жарков. – Когда задаешь вопрос представителям строительного бизнеса о том, какие значимые объекты городского хозяйства Петербурга введены в строй в 2012 г., они задумываются и вспоминают лишь про две станции метро – “Бухарестскую” и “Международную”, которые должны открыться в конце этого года. Но эти два объекта были запланированы уже давно, их строительство началось еще до прихода Полтавченко”.

По сути, Полтавченко приобрел в лице строительного сообщества города открытого и непримиримого врага. “Было заявлено о ревизии даже тех проектов, которые уже полностью согласованы на всех уровнях, включая вполне стандартные проекты рядовой застройки, – отмечает Дмитрий Шерих. – Следствие – растущий скептицизм инвесторов, а также возрастающий цинизм: некоторые городские стройки сегодня осуществляются без необходимых разрешений на строительство, явочным порядком”.

В инвестиционной сфере возникла некоторая нервозность, и с нею, в частности, связывают фактический отказ компании FIAT-Chrysler от реализации ранее анонсированного плана по строительству в регионе завода джипов.

“Возросло предложение аренды коммерческих площадей, – рассказывает Сергей Сергеев. – Все больше в окнах висит объявлений о продаже, аренде. Это не говорит о том, что строятся и вводятся в эксплуатацию новые площади, наоборот, практически все выкупленные предпринимателями земельные участки для развития бизнеса вокруг Кольцевой автодороги стоят в продаже с недостроенными на них объектами. Возросло и количество предложений о продаже готового бизнеса. Все больше коллег заявляет о прекращении коммерческой деятельности и покупке недвижимости в Финляндии, Чехии, Прибалтике”. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Питер становится неблагоприятной средой для среднего и мелкого класса предпринимателей.

Деньги портят отношения

Сдержанность Георгия Полтавченко в отношении крупных проектов порождена финансовыми причинами. В 2012 г. были введены изменения в законодательство о налогообложении холдингов, в соответствии с которым налоги дочерних подразделений должны были оставаться по месту нахождения производства. Недополученный объем налога на прибыль в 2012 г. составил порядка 25 млрд руб. “Мы получаем по динамике налога на прибыль 75-77% от того, что имели в прошлом году”, – заявил председатель финансового комитета Санкт-Петербурга Эдуард Батанов.

Между тем при Валентине Матвиенко город направо и налево раздавал инвесторам обязательства по участию в создании инженерной инфраструктуры для новых проектов. В наследство от прежней администрации нынешним властям города достались обязательства на 677 млрд руб., и выполнить их все невозможно. Пока администрация Полтавченко выразила готовность участвовать только в двух проектах: это проект “Балтийская жемчужина”, реализуемый на средства китайских инвесторов, и город-спутник “Южный” компании “Старт-Девелопмент” Захара Смушкина.

Из-за проблем с доходной базой губернатор был вынужден пойти на повышение тех налогов, которые находились в его власти: в 2013 г. в Петербурге серьезно вырастут ставки транспортного и земельного налогов. И несмотря на это, в городском бюджете на 2013 г. запланировано немало сокращений, а именно минимизация расходов на нелюбимые Полтавченко строительные и инфраструктурные проекты. Урезаны затраты на возведение домов, школ и детских садов, на реконструкцию дорог и строительство развязок, на капремонт крыш и фасадов, а также уборку улиц. Финансовые ресурсы комитета по строительству сокращаются с 43 до 27 млрд руб., ресурсы городского дорожного ведомства – с 25 до 22,5 млрд руб.

Между тем сэкономить на мегапроектах не удалось из-за чемпионата мира по футболу – власти города отменить его не в силах. При Полтавченко было практически приостановлено строительство стадиона “Зенит”, стоимость которого выросла с 7 млрд руб. до 33 млрд руб. Но теперь оно возобновляется. И хотя Дмитрий Медведев назвал затянувшуюся стройку “позорной”, Счетная палата начала проверку, а “Газпром”, будучи спонсором “Зенита”, потребовал смены подрядчика, Полтавченко после переговоров с Олегом Дерипаской опять согласился, что доделывать стадион будет контролируемый Дерипаской “Трансстрой”. Смета строительства стадиона разбухла до 37,7 млрд руб. Нехарактерная “сговорчивость” Полтавченко вызвала запрос со стороны лидера петербургских “эсеров”, депутата Оксаны Дмитриевой, поставившей вопрос: как можно продлевать контракт на строительство арены, если еще не утверждена проектно-сметная документация? В сердцах губернатор даже предложил болельщикам “Зенита” скинуться на достройку стадиона и потом долго оправдывался, что не собирается взимать эти деньги принудительно.

В связи с будущим чемпионатом мира замороженный проект строительства моста через остров Серный в ноябре также возобновили, поскольку мост необходим в качестве одной из транспортных артерий, обслуживающих стадион “Зенит”. В администрации говорят, что намерены просить деньги у федерального центра – не на достройку арены, а на создание транспортной инфраструктуры вокруг нее.

Видимо, вопрос “где бы взять деньги?” постоянно беспокоит губернатора, потому что, недавно встретившись с политологами – участниками клуба “Валдай”, Георгий Полтавченко попросил собравшихся содействовать привлечению в город зарубежного финансирования, необходимого на ремонт и обслуживание инфраструктуры, расселение коммунальных квартир, а также сохранение исторического центра Северной столицы.

Презентованный Полтавченко план развития Питера как туристического центра пока остается абстракцией, поскольку требует инвестиций на сумму 4 трлн руб.

“Но позвольте, что же мешает даже при отсутствии внешних инвесторов развивать этот проект? – задается вопросом Сергей Сергеев. – Тем не менее городской центр стремительно разрушается и застраивается новоделами. Пройдет немного времени, и Петербурга как исторического центра просто не станет”.

Слабое место

Про деловые интересы самого Георгия Сергеевича ничего не известно. Но какой губернатор без родственников? У Георгия Полтавченко, как и у Валентины Матвиенко, есть сын, и он тоже имеет большие способности к бизнесу. Согласно данным СПАРК, Алексей Полтавченко владеет половиной ООО “Бик-Велл”, выполняющего заказы “Газпрома”, и ООО “Алексеевские хлебные заводы”, а также долями в фирмах по покупке и аренде жилой и нежилой недвижимости и грузоперевозкам.

А в начале года стало известно, что греческий предприниматель Леонидас Боболас взял 26-летнего Алексея Полтавченко партнером в проект по строительству в Петербурге мусороперерабатывающего завода. По условиям конкурса, консорциум греческих компаний (Hellektor SA – Aktor Concession – Aktor SA) вложит в проектирование и строительство 200 млн евро привлеченных кредитов, а правительство города заплатит 110 млн руб. за инженерную подготовку стройки и предоставит концессию на переработку питерского мусора на 30 лет.

Про гендиректора Aktor SA Леонидаса Боболаса известно, что он – сын миллиардера Георги Боболаса, за которым в свое время закрепилась репутация агента влияния КГБ. А поскольку и питерский губернатор не чужд этому благословенному ведомству, возможно, здесь есть и какие-то неформальные связи. С семейством Боболасов был связан арестованный за махинации с недвижимостью игумен Ватопедского монастыря Ефрем, доставивший в Россию с Афона пояс Пресвятой Богородицы. Среди встречавших реликвию должностных лиц был и Георгий Полтавченко. Сегодня Алексей Полтавченко – директор по развитию бизнеса в СНГ компании Aktor SA.

В общем, Георгий Сергеевич должен готовиться к тому, что сыном его будут попрекать так же, как и его предшественницу. И это наряду с “прославившимися” на всю страну законами о педофилии, гомосексуализме и “топоте котов”, а также с неосторожными высказываниями про “жлобство”.

Имеет это значение или нет, зависит от того, как скоро в Питере решат устроить выборы.

Георгий Полтавченко заявляет, что ему нравится работать губернатором и он собирается остаться в этом кресле надолго. О сделанном вице-губернатором Василием Кичеджи в начале года предположении, что выборы будут уже в 2012 г., сам Полтавченко предпочел не вспоминать. Разработанный “Единой Россией” закон о выборах губернатора Санкт-Петербурга предусматривает, что процент подписей муниципалов, поддерживающих выдвижение кандидата в губернаторы, будет максимально возможным – 10%.

Институт социально-экономических и политических исследований, тот самый, который курируется министром сельского хозяйства Николаем Федоровым и перед выборами создавал программу для “Объединенного народного фронта”, выпустил доклад, в коем эксперты советуют Владимиру Путину провести досрочную замену глав 31 региона. В их число попал и губернатор Северной столицы. Между тем политологи уверены, что открытые выборы Полтавченко выиграть не сможет. Петербургский политолог Анна Волкова высказала предположение, что после Олимпиады-2014 в Питер придет нынешний вице-премьер Дмитрий Козак. Что думает об этом сам молчаливый и сдержанный губернатор, узнать невозможно.

 
Статья прочитана 2220 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Skype   rupolitika

ICQ       602434173