Процесс против “Pussy Riot”, наряду с истерикой православных фундаменталистов и властей, породил два вопроса. Какова позиция националистов, и почему правые прохладно относятся к судам над своими единомышленниками. Поддержка “Пусек” со стороны оппозиции была на высоком уровне, когда основная масса националистов, фактически, бросает правых узников.
ПЕРВОЕ – СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ МАСС
Дело “Пусек” подмочило репутацию большинства, т.н. великого и могучего «правого движа». Нет, причина – не православные «истинно верующие», с иконами и безумными глазами, патриоты, подкармливаемые кремлевскими кукловодами. Скелет зарыт в сравнении отношения к поддержке политзаключенных. Правые, за исключением небольшой фракции активистов, проявить солидарность к своим заключенным товарищам на суды не приходят. Митинги в защиту националистов-политзэков – редчайшее явление.
На августовский приговор “Pussy Riot” подтянулось больше тысячи оппозиционеров; в суды, когда засаживают националистов, заглядывают редко свыше нескольких десятков человек. И то, если дело резонансное, как питерской “НСБТО” (news.nswap.info/?p=50473) или Даниила Константинова (konstantinovdaniil.ru). Помогают организовывать адвокатов, привлекают внимание общественности – чаще всего отнюдь не «авторитетные в движе» персоны, свято верящие в Гитлера, а гражданские активисты, далекие до ультра тем. Например, “Центр РОД” (rod-pravo.livejournal.com) никаким боком в симпатиях к нацизму не замечен. “Русский Вердикт” (rusverdict.com) – другой правозащитный проект, в идейных предпочтениях находится далеко от экстремальных тем. Митинг, 26 июля, – в защиту “узников 6 мая”, не вызвал интереса у правых, кроме небольшой группы национал-демократов, «гроза улиц» – автономные националисты, футбольные фанаты, посчитали излишним идти туда. Три тысяч националистов, которых прогнали через репрессивную машину, не заставили мораль «движа» шевелиться. Проявившееся – один из симптомов упадка старого националистического движения России.
Интересен парадокс дела против убийцы Агафонова – Расула Мирзаева. Правая массовка несколько раз выдвигала до сотни человек к зданию суда, чтобы дагестанца не отпустили по коррупционной линии. Акции, похвальные, но загвоздка в их нелогичности. Агафонов с точки зрения национализма – социально чуждый курсант полицейского училища, дружил с кавказцами, клубный завсегдатель, неравнодушный к набору праздных удовольствий. Возможно, пополнил бы в органах когорту любителей облегчать людей на деньги. Получается – «гламурный мальчик» важнее своих радикалов, соратников, которых отправляют на долгие годы, а то и пожизненно, в застенки, убиваемых на улицах и зонах?
Насколько дикие отношения в стане радетелей за Россию для русских свидетельствует диалог национал-демократки, директора “Центра РОД” Натальи Холмогоровой (nataly-hill.livejournal.com) и координатора “Русского Вердикта”, Алексея Барановского с “авторитетным” нацистом, блогером Ssever (ssever.livejournal.com/190701):
Холмогорова: – Какие противоречия помешали правой массовке прийти на суд к Тихонову и Хасис? Где, в отличие от митингов, сердитость а-ля Манежка была реально востребована и могла сдвинуть ситуацию? Почему правых было – раз, два и обчелся? Я спрашивала, почему правых ребят нет. “Ну, знаете, в суде надо показывать паспорт, боятся засветиться”.
Ssever: – Это было не нужно. Ничем и никто там помочь не смог, наоборот присяжных было бы легче агитировать против них. Поэтому никто и не лез.
Барановский: – Поклон вам небесный! Вы решили всё за защиту и родственников обвиняемых, которые призывали приходить в суд поддерживать обвиняемых. На Черных ястребов, зато модно ходить было.
Ssever: – Думайте что пишите. По-вашему туда следовало завалиться сотне бритых? Устроить флешмоб в духе Манежки под окнами суда?
Барановский: – Вам виднее, что надо было делать. Призывы родственников и защиты, пожелания самих подзащитных вам по барабану. Ясность полная.
Холмогорова: – Просить правую тусовку о поддержке бесполезно – в том числе политзекам. Тусовка не будет делать, о чем ее просят; она знает, что делать, лучше “героев романа”. Она будет действовать, когда решит, что “нужно”. Как она решает, что нужно, – непостижимо уму. Кавказцы убили 100500 человек перед Свиридовым и 100500 после, но Манежка произошла почему-то один раз. Результат – преступление раскрыто. Конечно, радует – но как быть с прочими, оставшимися без массовой поддержки?
Вот мы и вспомнили дело журналиста Никиты Тихонова и волонтера “Русского Вердикта” Евгении Хасис (tihonov-hasis.info). Для того чтобы напомнить: процесс “Pussy Riot” отнюдь не обкат правового нигилизма в судах. Девушки не прошли и десятой доли того, что вытворяли следствие и фемида с националистами – пытки, ограбление имущества при обыске, огромные срока за – «действия совершенные неустановленным образом». Что вообще-то не должно уводить в сторону от инертности правых. Ведь на сторону Тихонова и Хасис встали даже некоторые либералы – Владимир Абаринов, Татьяна Маас и Евгений Левкович, а «движ» на суды так и не явился.
ВТОРОЕ – ДИЛЛЕМА НА КРЕСТЕ
Многие либералы и околовластные медиа за время процесса над “Pussy Riot” усердно принялись формировать непривлекательный облик «возмущенных богохульством» националистов, вставших на защиту «поруганной» церкви. Между тем, мало кто обратил внимание – националистическое поле настолько противоречиво и внутривраждебно, что делать выводы, и убеждать общество в их достоверности, ссылаясь на выходки некоторых – заточенных на православие персон, об общей позиции – нереально.
Если вспомнить развитие романа правых с православием, то большинство националистов так вообще атеисты, агностики или язычники. В девяностые массово шло расхождение националистов с РПЦ, активная молодежь шла в язычество. Значительная часть правых политзаключенных настроены очень негативно к церкви, а акция “Пусек” в ХХС вызвала у них горячее одобрение. Припоминая уголовные преследования националистов, скинхэдов – не трудно найти десятки акций вандализма против православных объектов. Группировка Евгении Жихоревой “Славянские сепаратисты” (geroivoli.info/evgeniya-zhikhoreva) даже попыталась совершить взрыв в храме Николая Мирликийского. В 2004-2007 годах радикалы из “Национал-социалистического Общества” (anticompromat.org/rumyantsev_d/nso_rum) предпринимали шаги по очистке нацдвижения от христианских фанатиков: с митингов выгонялись пришедшие хоругвеносцы. Максим Базылев, погибший на Петровке-38, и писатель Дмитрий Нестеров, которого нет уже в живых, – активисты “НСО” и редакторы ультрарадикального журнала “Русская Воля”, всячески поддерживали размежевание правых и РПЦ. Да и сейчас христианство подвергается по злободневным случаям осмеянию на националистических сайтах и форумах. На “Маршах Миллионов” версия 2-3 колонна правых скандировала антиклерикальные лозунги в поддержку “Пусек”: личное свидетельство автора. На пикеты в поддержку феминисток выходили члены “Русского Гражданского Союза”.
Так-то, массовая реакция актуальных (не ряженых и околоцерковных антисемитов) националистов на акцию “Pussy Riot” полноценно представлена на востребованных правых сайтах и блогах. Это – одобрение либо безразличие. Например; – apn.ru, pn14.info, volniza.org, ru-nazdem.livejournal.com, man-with-dogs.livejournal.com, rasseyanen.livejournal.com.
При всех четких шагах правых против церкви, избирательная журналистика сочла нужным писать о «националисты – противники Pussy Riot». Если трезво посмотреть, разве – байкеры “Ночные волки”, прозванные в андеграунде “Волками позорными”, “Орден Дракулы”, “Православные хоругвеносцы”, информаторы органов из сурковского “Русского Образа”, кремлевский блогер Егор Холмогоров и рогозинец Александр Босых – националисты?
Например, руководитель “Правоконсервативного альянса” – нынешняя вывеска “Русского Образа”, – Евгений Валяев, одобривший оговор своим однопартийцем Ильей Горячевым Тихонова и Хасис (geroivoli.info/ilya-goryachev), и сливший в сети домашние адреса участниц “Pussy Riot” (modus-agendi.org/articles/163). Кстати, «патриотический» ЖЖ – magiq-polit.livejournal.com, методично льющий «компромат» на “Pussy Riot” и их окружение, – проект “ПКА” и охаивает, параллельно, активных националистов. Стоит познакомиться с цикличной писаниной – «Хватит оправдывать убийц» Харитона Брокова (4broken-hear.livejournal.com/25241), топ-блогера “ПКА”, чтобы понять, насколько подобная публика далека от националистов и близка властям. Отношение к ним в среде националистов соответствующее – по делам их. Вот руководство “ЭПО Русские” публично отказалось признать гопника Босых националистом (russnation.livejournal.com/18778). Правда, удивляет – что гражданин Холмогоров (holmogor.livejournal.com), призывающий ходить на запутинские митинги, отрабатывающий многочисленные гранты “ПЖИВ” и публикующий призывы покарать “Pussy Riot”, так долго делал в “Национал-демократической партии” Константина Крылова? Интересно.
Да, еще есть не только интернет-горлопаны и завсегдатаи кабинетов ФСБ – а казаки и монархисты, выстроившиеся рядами молиться за костер для “Пусек”. Извините, но когда член “Единой России” или полицейский в приватном разговоре говорит на иммигрантов – «чурки», это не делает их националистами. Если националисты все-таки находят смычку с гражданами, помогая им решать определенные проблемы, то «икононосные» антисемиты да казаки только вызывают нелюбовь в городах, где активны. Например, в Сергиевом Посаде, где РПЦ фактически превратилось в мафию, а местные «черносотенцы» развлекают себя крестными ходами с погромными лозунгами, с поддержки церкви (alt-gazeta.ru/index.php/mnenia/2845-rpc-patriarh-sergiev-posad). Политические националисты и уличные коалиции правой молодежи сами давно не расценивают «православных» патриотов, с иконами и нагайками, за себе подобных.
В заключение – пища для размышления любопытным, испытывающим неприязнь к тем националистам, кто был прохладен к судилищу над “Pussy Riot”. Первое. Девушки – часть либерального фронта, чьи многочисленные представители долго и методично выступали против «злых русских фашистов». Когда Ольга Романова вычеркивала правых политзэков из известного «общеоппозиционного» списка и объявляла узниками совести чеченских террористов и «экономических», что чувствовали националисты? Второе. Националистов так часто сажают при отсутствии вины – под горячие одобрямс либеральных медиа, что факт получения девчонками двух лет, для них – просто банальный срок. Третье. Не будет лишним упомянуть отличительный штрих по части либеральной журналистики. Эдуард Лимонов недавно проанализировал характерную линию властителей «гражданских дум», одно время вылившую ушаты негатива на участников “Манежной акции” против этнобандитизма и коррупции в органах. По мнению Лимонова (limonov-eduard.livejournal.com/237106): как итог – футбольные фанаты, кстати, крепкая и неприятная ОМОНу сила, не ходят на белоленточные дела. Может, кому-то, раскручивая идею «националисты за РПЦ», хочется остаться на очередном Марше миллионов в избирательном окружении геев и немногочисленных молодых анархистов?