На днях в Живом Журнале получил распространение текст, описывающий ситуацию, в которой оказались Фонд народно-художественных промыслов Российской Федерации и московский Торгово-промышленный музей кустарных изделий. Как сообщает автор текста, музей был создан в 1882 году меценатом Сергеем Морозовым, братом промышленника и мецената Саввы Морозова. Через некоторое время для музея был пстроен особняк по адресу Леонтьевский переулок, 7, который в настоящее время стал объектом претензий неких чиновников. Таким образом музей и Фонд могут лишиться помещения.
Особняк является памятником архитектуры – в 1974 году он был признан объектом культурного значения. Как говорится в тексте, здание проектировали архитекторы С. Соловьев и В. Башкиров, в украшении особняка участвовали художники Врубель, Васнецов, Серов и Коровин. В 1994 году президентским указом Фонд народно-художественных промыслов Российской Федерации был назван собственником здания.
Однако, через некоторое время музей был признан структурным подразделением Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Минкультуры России и его коллекции переведены в фонды ВМДПНИ. Автор текста обращает внимание на варварские методы изъятия фондов, которых придерживается руководство музея декоративно-прикладного искусства – так, каминное панно, сделанное по эскизам Врубеля, было просто вырублено из стены. В 2006 году по распоряжению министра культуры Швыдкого помещения здания получил танцевальный ансамбль “Березка”, который закрыл доступ к экспозиционным залам и сделал там евроремонт. По словам автора текста, “эффективные собственники здания” “сбили лепнину начала 20 века и вырвали с мясом плитки наборного паркета. Экспозиционный зал, украшенный жостовской росписью, поделило березкино начальство, и в их жостовских кабинетах арматура, поддерживающая новые гипсокартоновые стены, изуродовала потолок. В декорированных помещениях устроены душевые. На морозовских дверях, которые с трудом удалось отстоять, красуются два листочка – они гласят, что вход в Центр традиционной игрушки “Матрешка” (фактически все, что осталось от музея) и в Фонд народно-хуложественных промыслов – со двора”.
В последние четыре года Фонд судится с территориальным управлением Росимущества Москвы, которое пытается под любым предлогом выставить организацию из особняка. В настоящий момент у Фонда народных художественных промыслов закончился срок аренды и он может окончательно лишиться помещения.
“Сейчас начался новый судебный процесс и вероятность того, что Фонд народных художественных промыслов РФ будет выставлен на улицу, близка к абсолютной. Прокуратура настроена решительно, и кто-то на нее, судя по всему, давит”, – заключает автор текста.