В правительстве война: министр культуры Авдеев против министра обороны Сердюкова. Не получая поддержки в борьбе за сохранность уникальной усадьбы “Архангельское”, Минкульт на прошедшей неделе обратился к последней инстанции — общественному мнению: ИТАР-ТАСС распространил заявление министра. Кому выгодно исчезновение “русского Версаля”?
— Вот здесь в прошлом году незаконно вырубили 950 деревьев,— Евгений Соседов, заместитель председателя совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), показывает на карте участок земли, отмеченный черным цветом.
— Как вырубили? Но это же охранная зона!
— А они ночью рубили, чтобы никто не успел остановить. Конечно, мы обратились в суд, но что толку? – деревья уже не вернешь. Идем дальше. Вот этот участок земли,— тут Соседов показывает на карте еще один квадратик,— получила в аренду коммерческая фирма и решила проложить здесь ЛЭП, а вот этот участок и был продан Минобороны — здесь, по нашим данным, планируют оборудовать парковку под строящийся неподалеку торговый комплекс, который упрется в “Архангельское”.
Судьба музея-усадьбы “Архангельское” на прошлой неделе стала темой скандала: министр культуры Александр Авдеев направил письмо в Генпрокуратуру с требованием остановить продажу земельных участков в охранной зоне усадьбы Архангельское Московской области. “Речь идет о сомнительной акции,— подчеркнул Александр Авдеев.— Министерство культуры в письменной форме предупредило Министерство обороны, что этого делать нельзя. Приватизация этой земли может быть осуществлена только с согласия органов охраны памятников. Такого согласия нет”.
Красная армия в “русском Версале”
Между тем сражение за судьбу этого памятника архитектуры XVIII-XIX веков идет уже почти десятилетие, а в этой битве аукцион Минобороны, по сути, ознаменовал собой начало нового приступа на уничтожение усадьбы, которую когда-то называли “русским Версалем”. Но сначала немного истории. Первоначально усадьба “Архангельское” принадлежала князьям Голицыным, которые повелели устроить здесь небывалые для России ландшафтные парки, которые сравнивали даже с резиденцией французских монархов. Затем имение перешло в собственность князей Юсуповых, и последний хозяин усадьбы, Феликс Юсупов, накануне революции передал дворец государству с тем, чтобы он избежал “участи служить целям и интересам, противным их историческому прошлому”. Государство, однако, весьма своеобразно распорядилось “Архангельским”. Вскоре после революции в бывшем княжеском дворце стала размещаться загородная резиденция наркомвоенмора Льва Троцкого, а позже в усадьбе был устроен госпиталь и санаторий для среднего и высшего командного состава Красной армии.
Именно это решение, по сути, и предопределило все дальнейшие злоключения усадьбы.
Во-первых, военные обнесли территорию госпиталя забором, оставив за стеной и ландшафтный парк с Аполлоновой рощей (в центре ее на пересечении расходившихся звездой аллей стоял мраморный Аполлон — отсюда и название), и уникальное здание театра Гонзага, названного в честь основателя — итальянского архитектора и живописца Пьетро ди Готтардо Гонзага. Собственно, именно этим больничным забором даже сегодня определяются границы самого музея-усадьбы, и приезжающим в “Архангельское” туристам невдомек, что им показывают лишь десятую часть от территории усадьбы.
Во-вторых, военные, построившие в середине прошлого века здания Центрального военного клинического госпиталя, уничтожили всю концепцию дворцово-паркового ансамбля с каскадным спуском к Москва-реке и к “Лохину острову”. Впрочем, сегодня, как горько усмехается директор музея-усадьбы Владимир Длугач, историки даже выступают за то, чтобы придать зданиям санатория статус памятника.
— По крайней мере, это спасет усадьбу от всех самовольных переделок и перестроек, подобных тем пластиковым павильонам в виде “теплиц”, которые военные самовольно построили на площадке у санатория.
Дворцово-арендный ансамбль
В 1985 году усадьба, доведенная практически до полной разрухи, была закрыта на реставрацию, которая продолжалась почти 10 лет. После открытия музей был передан из подчинения Министерства обороны в ведение Министерства культуры и приобрел статус памятника федерального значения, а тогдашний премьер Виктор Черномырдин подписал постановление “О мерах по сохранению и дальнейшему использованию комплекса памятников истории и культуры усадьбы “Архангельское” в Московской области”, согласно которому Минкульт и Минобороны должны были “обеспечить совместное использование создаваемым музеем-усадьбой “Архангельское” территории в пределах охранных зон”. В этом же постановлении было приказано “установить охранные зоны музея-усадьбы “Архангельское” и режим содержания и использования памятников истории и культуры, охранных зон музея-усадьбы “Архангельское” и обеспечить его соблюдение”. Документ о границах охранных зон блуждал в бюрократических недрах почти пять лет, и лишь в 2001 году вся территория была поделена на две зоны: собственно землю ансамбля усадьбы (657 га) и территорию охранной зоны усадьбы (еще 800 га). Разница между ними состоит в том, что на территории ансамбля нельзя ничего строить, но можно проводить только реставрационные работы, тогда как в охранной зоне можно “вести хозяйственную деятельность, направленную на сохранение природного окружения усадьбы и необходимую для функционирования и развития музейного комплекса”.
Но вот казус: федеральная собственность была оформлена только на 62 гектара земли, принадлежавшей непосредственно музею-усадьбе – эта земля была очерчена забором военного санатория. Остальные же земли были поделены между разными собственниками, к примеру часть участков вдоль Ильинского шоссе закрепила за собой администрация Красногорского района, а вот ландшафтный парк с Аполлоновой рощей отошел в собственность Управления лесного хозяйства по Московской области. В 2005 году и Минобороны оформило права собственности на три участка, которые были закреплены за Архангельской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны.
— Мы (музей и Министерство культуры) тут же стали обращаться в Минобороны с требованием передать эти земли в ведение музея-усадьбы,— говорит Евгений Соседов.— Но военные объявили эти участки принадлежащими к категории “земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения”, которыми они могут распоряжаться по своему собственному разумению. В итоге та площадка, которую мы хотели благоустроить под парковку для туристических автобусов и автомобилей гостей, так и осталась полем с сорняками.
Правовой казус привел к тому, что и администрация Красногорского района, и лесхоз стали втихомолку сдавать участки охраняемой территории в аренду под разными благовидными предлогами, например, фермерам под покосы (или, как было написано в одном из договоров, “для сбора урожая многолетних и однолетних трав”). Причем, что удивительно, желание заготовлять сено на зиму дружно изъявили все чиновники и депутаты Московской области, Министерства обороны и правительства России, даже сколковский инноватор Виктор Вексельберг тоже был не раз замечен на здешних полях. Понятно, что для того, чтобы косарям было где спрятаться от палящего зноя, чиновники стали выдавать разрешение и на возведение “временных сооружений” на территории охранной зоны усадьбы, которые на поверку оказались крепкими кирпичными коттеджами. Появился и рынок таких домишек в охранной зоне, как следует из объявления в интернете, в районе Архангельского цена за коттедж начинается от 4 млн долларов. Дело дошло до того, что риелторы в открытую предлагают покупать участки, примыкающие непосредственно к театру Гонзага, и только совсем недавно совместными усилиями музея и общественности удалось через суд заставить Мослесхоз передать полтора гектара земли вокруг театра в пользование музею. А то бы и старинный театр тоже отдали в аренду.
Необременительное обременение
В июне этого года министр обороны Сердюков подписал приказ N 967 “О реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации”, согласно которому на торги был выставлен один из трех земельных участков площадью 12 гектаров, находившихся в собственности военной Архангельской КЭЧ.
— Участок примечателен тем, что он примыкает к участку, где некие фирмы объявили о планах строительства гипермаркета,— говорит Евгений Соседов.— Поскольку большая часть участка находится в охранной зоне ансамбля усадьбы “Архангельское”, а еще одна часть — на территории усадьбы, дирекция музея подала иск в арбитражный суд Москвы с требованием остановить эту сделку. Иск был подан в пятницу, 5 августа, в последний день регистрации участников. Одновременно мы написали ходатайство с просьбой принять обеспечительные меры по данному иску, другими словами, мы просили суд запретить проведение аукциона. В пятницу, 12 августа, помощник судьи Ольги Сизовой заверил нас, что ходатайство удовлетворено, и посоветовал зайти за определением суда по ходатайству в понедельник, 15 августа. Но 15 августа помощник судьи отказался выдать нам определение суда, сославшись на какие-то технические причины. Было обещано, что определение в течение дня появится на сайте суда. Но там оно так и не появилось…Вернее, определение суда появилось 16 августа, но – с отказом в принятии обеспечительных мер.
В итоге 16 августа на аукционе в Минобороны участок был продан некой фирме, ООО “Градострой”, которая заплатила военным 754,5 млн рублей, при стартовой стоимости в 598,5 млн рублей. То есть покупка обошлась всего по 12 тысяч долларов за сотку — по московским меркам, это очень дешево (по оценкам экспертов, рыночная стоимость земли по соседству с Архангельским составляет 30-50 тысяч долларов за сотку).
— Ничего удивительного,— заявил в разговоре с корреспондентом “Огонька” сотрудник пресс-службы Минобороны Юрий Иванов.— Этот участок земли продается с обременением (то есть на нем ничего нельзя построить), и это обременение переходит и на покупателя, который не может использовать его как обычную землю. Поэтому это обременение сказывается и на низкой стоимости.
Однако, по данным представителей ВООПИиК, в правительстве Московской области уже лежит бумага с предложением о пересмотре границ охранной зоны. Пока это предложение не принято, но именно что — пока.
Интересно, что, как сообщает ряд СМИ, в аукционе Минобороны участвовали всего три фирмы: собственно сам “Градострой”, ООО “Рьян администрейшн энд менеджмент” и ООО “Русский ландшафт”. Примечательно, что фирма с названием “Рьян администрейшн энд менеджмент”, согласно поисковой базе ФНС России, вообще не зарегистрирована в России, а вот фирма с названием “Русский ландшафт”, как говорит Евгений Соседов, уже хорошо знакома сотрудникам музея как застройщик коттеджей на территории усадьбы.
Зато вот компания “Градострой”, по данным ряда СМИ, принадлежит некоему Виктору Киселеву, который, как утверждается, действует в интересах известного в узких кругах московского девелопера Игоря Рубинера. Тот впервые “засветился” в прессе еще в середине 1990-х, когда при активной поддержке тогдашнего управделами кремлевской администрации Павла Бородина строил коттеджи в Жуковке. В Архангельском, как говорят местные жители, структуры Игоря Рубинера занимались перестройкой так называемых косыгинских дач и разделом земель колхоза “Заветы Ильича” (а именно этому колхозу, напомним, принадлежали земли деревень Захарково, Гольево, Ивановское, Митино, земли Павшинской поймы). Как раз на месте деревни Захарково и начал строиться “город миллионеров” Рублево-Архангельское, который пока принес своим создателям только одни убытки. Поэтому, как утверждается в СМИ, сегодня Игорь Рубинер занялся более стабильным бизнесом, а именно строительством гипермоллов (в частности, на прошлой неделе стало известно, что участок рядом с деревней Гольево, непосредственно примыкающий к усадьбе “Архангельское”, был куплен для группы “Ашан”, которая будто бы заинтересована в строительстве нового гипермаркета “Леруа Мерлен”).
Цена вопроса
Сегодня Министерство культуры настаивает на полной отмене результатов аукциона. “Минкультуры России считает действия Минобороны России прямым нарушением положений поручения Президента Российской Федерации от 24 июня 2011 г. N Пр-1782, подразумевающего организацию особого контроля со стороны органов исполнительной власти и прокуратуры над всеми сделками с землей, которые могут привести к нарушению облика или невосполнимой потере целостности памятников истории и культуры,— говорится в письме Александра Авдеева генпрокурору Юрию Чайке.— Продажа земельных участков, входящих в охранную зону Государственного музея-усадьбы “Архангельское”, была осуществлена вопреки законным и неоспоримым интересам государства в области культуры”.
— Этот вопрос имеет принципиальное значение,— говорит Евгений Соседов.— Дело в том, что продажа этого участка — пробный шар. Если все получится, то Минобороны выставит на продажу и другой участок, который уже непосредственно примыкает к территории музея-усадьбы. Другим же краем он примыкает к землям дачного хозяйства “Архангельское”, где построили себе особняки чиновники кремлевской администрации. Сами понимаете, эта земля будет уже использоваться не для парковки, а для строительства элитных коттеджей и каждый квадратный метр тут будет “золотым”.
Распил ландшафта
Точка на карте
Музей-усадьба “Архангельское” сегодня существует одновременно в трех зонах. Самая маленькая, территория музея-усадьбы, занимает 62 га, ее окружает территория ансамбля усадьбы (657 га). Внешний пояс — это территория охранной зоны усадьбы, занимающей еще 800 га. В любой момент эти границы могут быть изменены — и заинтересованные лица уже оказывают давление на правительство Московской области, что бы снять статус охраняемой территории с самых лакомых участков вдоль Ильинского шоссе. Хорошо также ценятся участки в пойме Москвы-реки и в районе Лохина острова.