В МВД хотят изменить порядок увольнения скомпрометировавших себя сотрудников. Основанием для этого будет специальная статья в законе — «в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел». К порочным поступкам могут отнести как неопрятный внешний вид, утренний перегар, внебрачные связи, так и более серьезные проступки — вступление в профсоюз или критика начальства в интернете. Эксперты опасаются, что отсутствие четких критериев позволят избавляться от неугодных.
Первое слушание этого законопроекта успешно прошло в Госдуме 22 сентября. Прежде всего закон с 2012 года официально вводит контрактную основу службы полицейских. Теперь стать копом может только юрист с высшим образованием, а переаттестация станет обязательной каждые четыре года.
Чтобы руководители УВД и ОВД не обрастали всемогущими связями и властными знакомствами, их по прокурорскому принципу ротации будут перебрасывать из региона в регион раз в шесть лет. Если же полицейский начальник откажется менять насиженное место, то его понизят в должности или даже уволят. Сотрудники МВД будут обязаны ежегодно декларировать не только свои доходы и имущество, но и доходы семьи.
Кроме того, законопроект впервые возводит полицейского в статус государственного служащего и в соответствии с этим устанавливает определенные запреты и ограничения. Например, сотруднику внутренних дел запрещается вступать в партии и оказывать предпочтения каким-либо профсоюзам.
Как госслужащему, полицейскому не допустимо публично ругать и оценивать деятельность государственных органов и их руководителей.
Увольнение по «порочащим основаниям» большинство экспертов, опрошенных «Известиями», считает вполне разумной инициативой.
— Смущает только, что нигде не прописаны и не обсуждаются сами эти порочащие основания, что может провоцировать ведомственный произвол, — замечает Наталья Таубина из фонда «Общественный вердикт».
С ней согласен и глава милицейского профсоюза Москвы Михаил Пашкин.
— Развод с женой — это нарушение этических норм или нет? А если полицейский выбежит на улицу в трусах, увидев, как поджигают его машину? Не смейтесь, но именно этот повод стал основанием для увольнения одного сотрудника, — говорит Пашкин.
— Должно быть все очень четко прописано, чтобы ситуация не доводилась до абсурда, — считает зампред комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков.
Те самые этические нормы, нарушать которые нельзя, уже были прописаны в 2008 году — в кодексе этики сотрудника органов внутренних дел. Судя по нему, настоящий полицейский не имеет права пить, курить в общественных местах, ругаться матом и вести беспорядочную половую жизнь. Он должен быть аккуратен в одежде, подтянут и сдержан. Ему нельзя сутулиться, а ходить надо твердым энергичным шагом.
Но «идеальный коп» из кодекса до сих пор вне закона, поскольку сам документ не утвержден Минюстом и нетвердая походка стать поводом для увольнения не может.
Впрочем, как и более грубые нарушения — к примеру, когда в интернете появились кадры «писающего полицейского» из Санкт-Петербурга, который перепутал коридор ОВД с туалетом, ему дали уволиться по собственному желанию. Сотрудник же воронежской ДПС, сделавший то же самое на улице возле постовой машины, был выгнан с позором «за грубое нарушение служебной дисциплины».
В мировой практике разный подход к этике полицейских. К примеру, в Италии они могут остаться без работы из-за развода с женой, а в некоторых штатах США — из-за татуировки.
— Ко второму чтению мы предложим свое видение этих норм, — говорит Пашкин.
— Хорошо бы, чтобы полицейским начальникам запретили увольнять сотрудников задним числом, если есть подозрения, что против него может быть возбуждено уголовное дело, — считает Таубина. — Эта порочная практика лишает потерпевших права предъявлять претензии к МВД и государству, оставляя им возможность судиться с экс-полицейским лишь как с частным лицом.