Со дня назначения «промышленно-топливного» вице-премьера Аркадия Дворковича не умолкают слухи о том, что курировать самые лакомые отрасли на самом деле будет его весьма продвинутая супруга. Зумруд Рустамова, как известно, открыто заявила о том, что не собирается уходить ни с каких постов в серьезных частных компаниях.
На днях стало известно, что бизнесмен Михаил Дворкович демонстративно решил уволиться со всех должностей, чтобы никто не мог упрекнуть его брата Аркадия, назначенного вице-премьером, в конфликте интересов. Известный пиарщик заявил, что хочет заниматься созданием партии «Новое дело» и преподавать в вузах.
«Моя специальность – пиар. Я успешно работаю в этой сфере 14 лет. Думаю, что в ближайшее время что-нибудь найдется. Всегда полезно начинать что-то новое. Я буду продолжать заниматься общественной деятельностью, в частности, продолжать реализацию моего политического проекта. Я продолжу готовиться к созданию партии «Новое дело». Я это не оставлю», – сказал Михаил Дворкович.
Но супруга новоиспеченного вице-премьера Зумруд Рустамова, судя по всему, не собирается следовать примеру деверя. Напротив, бизнесвумен подчеркивает, что останется в советах директоров серьезных частных компаний.
Напомним, Зумруд Рустамова рассказывала, что с будущим мужем, восходящей звездой российской политики, она познакомилась в 2001 году (на тот момент Дворкович был заместителем министра экономического развития в ведомстве Германа Грефа), в том же году они поженились, в 2004 г. она покинула госслужбу — уходила с должности замминистра экономразвития. «Когда я начала искать работу, был ряд предложений, я прекрасно понимала, что это не только потому, что я «талантливый» менеджер. Если ты 10 лет отработал на госслужбе, естественно, у тебя есть какие-то связи и ты умеешь ими пользоваться, но это тоже мой актив». Тогда она стала вице-президентом СУЭК по предложению хорошего знакомого – президента компании Владимира Рашевского.
В мае 2006 года – вошла в состав правления Российского банка развития. Перешла туда по предложению друга семьи Юрия Исаева (который возглавил банк в декабре 2005 года). В том же году супруга Дворковича возглавила кипрское представительство «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова, стала заместителем гендиректора в другой компании бизнесмена, «Полиметалле». В апреле 2006 года – на годовом собрании акционеров ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» избрана в совет директоров компании в качестве независимого директора. С июля 2008 года – член совета директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». С апреля 2009 года — член совета директоров ОАО «Ханты-Мансийский банк». С сентября 2009 года — член совета директоров ОАО «Полюс Золото» (ведущая российская золотодобывающая компания). На вопрос, многие ли считают, что ее успешная карьера связана с должностью мужа, Рустамова в ответ пожимает плечами: «Бывает и так, но что с этим сделаешь?».
«Мой муж назначен вице-премьером, и я не вижу ничего, что в моей жизни должно поменяться, — приводят недавнее заявление бизнес-леди «Ведомости». — Я не вижу проблем ни для одной из компаний, ни для «Полюс золота», ни для ММК. Нет никаких интересов или вопросов, которые через меня можно было бы решать. «Шереметьево» — единственная госкомпания, в совет директоров которой я вхожу, но Аркадий Владимирович не будет курировать вопросы Московского авиационного узла. Это остается за Игорем Шуваловым. В совет директоров «Шереметьево» я была приглашена Шуваловым, и у меня нет никаких материальных интересов работы в совете, так что не вижу оснований для выхода».
С одной стороны, оно конечно – кто же бросит столь доходные дела? Ведь, если Аркадий Дворкович в 2011 году в бытность помощником президента, заработал около 4 млн. рублей, то его супруга – многостаночница — 45 460 384 рубля! С другой, вся эта, мягко говоря двусмысленная ситуация уже сейчас мешает работе и репутации Аркадия Дворковича.
Многие наблюдатели удивились, когда после разделения полномочий между членами кабинета именно Дворковичу доверили присмотр за промышленностью, сельским хозяйством и ТЭК. Ведь, по словам ряда политологов, опытом управления в реальном секторе экономики чиновник не обладает. Кроме того, говорят эксперты, несмотря на формально широчайшие полномочия, Дворковичу никогда не хватит сил, опыта и аппаратного веса для того, чтобы противостоять, например, «тяжеловесу» Игорю Сечину в сфере ТЭК или каким-то образом влиять на судьбу «Газпрома».
«Трагическая неспособность Дворковича не только исполнять свои служебные обязанности, но даже просто выразить свои мысли, неоднократно подчеркивалась в СМИ. Ему приходилось по второму и третьему разу собирать журналистов, чтобы растолковать им, что же он, собственно говоря, имел в виду, когда делал различные заявления неделю-две назад», – пишет политолог Виктор Крестьянинов в «Аргументах недели».
Он, как и многие другие, отмечает – в кулуарах уже шутят, что всю реальную работу за «теоретика» Аркадия Дворковича будет выполнять его жена Зумруд Рустамова, которая возьмет на себя промышленность и ТЭК. «Она не только профессионально заседает в советах директоров многих компаний, но и является многолетним штатным сотрудником олигарха Сулеймана Керимова и уже хотя бы поэтому понимает в современных экономических практиках намного лучше своего титулованного супруга», – отмечает Крестьянинов. Правда, есть большие сомнения, что это как-то положительно скажется на реальной экономике, а не на чьем-то конкретном кармане.
Примечательно, что столь стратегические отрасли России перешли под контроль семьи Дворковичей в момент грядущей приватизации госпредприятий. Как полагают наблюдатели, распродажа лакомых топливно-энергетических активов, прежде всего, выгодна иностранным компаниям и руководству других стран, не заинтересованным в суверенном российском рынке нефтепродуктов. «Повлиять на этот рынок можно только одним способом – нужно войти в состав акционеров наших крупнейших углеводородных компаний, и желательно – попасть в число главных акционеров. А для этого им нужна НРП – «новая российская приватизация»», пишет «Агентство федеральных расследований».
А россиян, судя по комментариям в Рунете, очень интересует, чьи интересы будет лоббировать Аркадий Дворкович, стремящийся приватизировать все и вся? Многие блогеры также вопрошают: как многомиллионные доходы госпожи Рустамовой связаны с госдеятельностью ее мужа – нет ли тут конфликта интересов?
Сам Аркадия Дворковия ранее заявлял, что нахождение его супруги на руководящих постах в крупных корпорациях «потенциально» может быть причиной конфликта интересов. «Если потенциальный конфликт будет в какой-то момент выливаться в какой-то фактический конфликт интересов, у нас есть процедура, что делать в этом случае, есть комиссия по конфликту интересов, я должен буду об этом сообщить, и будет приниматься какое-то конкретное решение. Я в своей работе просто избегаю какого-то конфликта интересов, не занимаясь теми вопросами, которые связаны с тем бизнесом, в котором работает моя жена», – сообщил он.
Между тем, многие наблюдатели отмечают, что новое назначение Аркадия Дворковича, скорее, хороший знак для руководства тех компаний, в советы директоров которых входит супруга чиновника. Многие промышленники открыто называют Зумруд Рустамову «своим» человеком в кабинете министров. Так что заблуждений по поводу ее реального влияния на отрасли, вверенные ее супругу, по всей видимости, не остается.
По слухам, после того, как Аркадий Дворкович стал вице-премьером, собственник Магнитогорского металлургического комбината, олигарх Виктор Рашников, «по совету друзей» увеличил жалованье вновь избранному независимому директору ММК Зумруд Рустамовой на 50 тысяч у.е. в месяц. Верно, неспроста?
Ни для кого давно уже не секрет, что огромное количество представителей высшей власти напрямую или через близких родственников владеет промышленными предприятиями и коммерческими структурами. И использует свой административный ресурс, чтобы обеспечить этим фирмам эксклюзивные условия в ущерб честной конкуренции. Кроме того, именно сейчас, как известно, Минэкономразвития по прямому распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева спешит подготовить закон о лоббизме, который радикально расширит возможности крупных компаний по использованию чиновников (а также, вероятно, их влиятельных жен) в борьбе с конкурентами. Видимо, таким образом коррупцию в стране выводят на качественно новый уровень?