В каком состоянии находится медицинское образование в Дагестане? Хочу описать вам свой опыт работы в сфере медицинского образования и науки, а именно работу в ДГМА в должности ассистента кафедры. Сейчас я вам расскажу, сколько получают ассистенты кафедры работая на 0,5 ставки — 3700 рублей в месяц. Должна вам объяснить, что 0,5 ставки в ДГМА — это ежедневные 4-часовые занятия со студентами, и помимо того составление учебно-методических пособий. Вот так. Как вы думаете, будет ли заинтересован преподаватель в учебном процессе?
Я проработала в ДГМА 3 месяца и больше не выдержала, что странно, причиной оказалась не маленькая зарплата ассистента, потому что я работаю параллельно в частной клинике и зарабатываю довольно неплохо, — я просто устала быть преподавателем всего на свете одновременно, объяснять на пальцах челюстно-лицевую хирургию людям, не имеющим никакого понятия даже об анатомии человека. Уровень интеллекта студентов настолько низкий, что изучение профильного предмета им было просто не под силу, не было базы, на основе которой студент смог бы понять и осмыслить заданный материал.
Как проходят занятия на нашей кафедре? Приходят студенты, рассаживаются по местам в убогой обстановке учебного корпуса Републиканской стоматологической поликлиники в кабинете, где нет отопления в конце ноября, сыпется штукатурка с потолка прямо на головы, стоят сломанные, облезлые стоматологические установки 60-х годов, и начинается учебный процесс. Студенты 4 курса стоматологического факультета, которые будут выпущены с дипломом врача уже через год, не знают названия ни одного лекарственного препарата, которые они должны использовать для лечения своих будущих пациентов. Даже самые элементарные понятия для них — новость. В итоге занятия, на которых они должны изучать заданную тему, превращаются в разъяснительные беседы, в которых им приходится объяснять с нуля анатомию, фармакологию, физиологию и т.д. Бывает один, максимум два отличника на 18 человек, и воспринимаются они как что-то удивительное и небывалое. В среде студентов царит веселье, невнимательность и равнодушие к изучаемым предметам.
Почему в Дагестане сложилась такая катастрофическая ситуация в сфере медицинского образования? Первая причина — школы, которые выпускают совершенно неподготовленных детей, которые даже не могут правильно прочесть термины в книгах для высших учебных заведений, вторая причина и, на мой взгляд, самая важная — это неправильное воспитание в семьях, где детям внушают мысль, что если “препод не ставит, то мы толкнем, не переживай”. Именно такой принцип решения проблем своих детей взращивает в них безинициативность, отсутствие целей в жизни, паразитарный образ жизни, полная никчемность и профнепригодность.
Почему именно в нашей республике так процветает учеба за деньги? Вся эта прогнившая система держится на невежестве и ложных идеалах рядовых дагестанских семей. Что это за идеалы? Что является главной целью большинства дагестанцев? Материальный достаток. И не имеет значения, каким путем нажитый, главное — не отстать от других. Определенные китчевые предметы роскоши, которые по их мнению должны присутствовать у каждой “добропорядочной семьи”, куда бы вы не зашли, вы услышите одно и то же — кто сколько заработал, кто сколько потратил, разговор всегда вертится вокруг денег. Усугубляют ситуацию так называемые бутики, владельцы которых навязывают невежественным массам свои упадочные стереотипы. Вот чем забиты головы наших детей. Это становится их самоцелью, но беда в том, что никто из них не хочет зарабатывать деньги своим трудом. Нет, все они стремятся к дармовщине и жизни за чужой счет. Наш народ сам себя загоняет в угол, повышая требования к материальному достатку все выше и выше в республике, где такой уровень недостижим в принципе, потому что у нас низкие зарплаты, нет производства, нет даже умов, способных понять и осознать то, что это просто смешно, когда люди живущие в таком грязном и отвратительном городе, как Махачкала, с отсутствием подобающего общественного транспорта, надевают на себя брэндовую одежду, обвешиваются золотом, берут в руки IPhone и идут месить грязь на наших чудовищных улицах
Анжелика Магомедова, челюстно-лицевой хирург