Сергей Никитин: Старообрядчество как другая Россия

Моя фамилия Никитин, конечно, это от отца, но фамилия его отца, то есть моего деда была Реутов, в близких родственниках были Басаргины. Фамилия Никитин была фамилией моей бабушки и принята была Реутовыми, вопреки традиции, ради человека, ставшего для старообрядцев Белокриницкого согласия Нижегородской, Владимирской и Костромской областей примером христианской стойкости.

Нескольких веков существует старообрядческая национально-культурная, религиозная общность. Старообрядцы вызывают очень непростое отношение к себе. В представлениях о них до сих пор господствуют мифы, сформировавшиеся ещё в “царское” время. Версию об их происхождении и существовании, обычно составляли и составляют силы, которые относились и относятся к старообрядцам с предубеждением. Обычно старообрядцев представляли отсталыми, недалёкими упорствующими в своих заблуждениях, «заскорузлыми» крестьянами, которые по своей дикости, не принимали и не принимают реформы, которые эти силы считали и считают “прогрессивными”. Да и как им ещё, относится к этой своеобразной России, подвергающей на протяжении нескольких веков самой жёсткой критике, с особых религиозно-мистических позиций, практически все «прогрессивные» проекты, навязываемые от лица государственной власти, официальной церкви и тех, кого называют элитой. В этой статье я пытаюсь показать особый взгляд на события Русской истории, а так как своей внутренней историографии у старообрядцев нет, то я пользуюсь мифами и легендами, принятыми в старообрядческой среде.

В то время когда я писал эту статью, а было это зимой 2009 года, официальные новостные источники передали как значительное событие то, что на Аляске не долетев до Кодьяка, разбился частный реактивный самолёт VIP-класса, из тех, что стоят в размере бюджета небольшой страны Карибского бассейна. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценегер выступил с соболезнованиями. На самолёте летевшим из Калифорнии, кроме пилотов, находились Джозеф Реутофф, Стефан Басаргин и члены их семей, которым обязательно нужно было попасть на Аляску к православному рождеству, несмотря на погодные условия. Одни из богатейших людей самого богатого штата-Калифорнии, интегрированные в правительство этого штата рисковали жизнью, для того, что бы оказаться в том месте, в то время и среди тех людей, где все их достижения, удачи и неудачи, имели особый смысл. Далее следовало, что погибшие, оказывается, были русскими-старообрядцами и что старообрядцы Аляски для остальных жителей этой отдалённой земли, являются образцами честности, трудолюбия, чистоплотности и упорства. Что остальных американцев Аляски удивляет и восхищает, как в старообрядческих посёлках восьмидесятилетние старухи в русских сарафанах и платках не завязанных, а застёгнутых особым образом, ездят за покупками в супермаркеты на шикарных лимузинах. А банкиры и владельцы золотых и медных рудников, рыболовецких флотилий и торговых домов в самых важных случаях, надевают кафтаны кроя принятого в 17 веке с непременными сорока складками. Чуть раньше по TV прошло ещё сообщение о приехавшем на Русский дальний восток и привёзшем с собой из Бразилии и других стран Латинской Америки 44 старообрядческие семьи Василии Ефремовиче Реутове. Эти люди, а так же ещё более пяти миллионов граждан России, СНГ, русские старообрядцы граждане стран Южной Америки, Австралии, Болгарии, Румынии, Турции и др. стран имеют свой взгляд, несколько отличающийся от официальной и традиционной версии истории России.

История раскола Русской Церкви и общества началось задолго до появления патриарха Никона и Церковной реформы. Возможно, одной из вех была Флорентийская уния 1439г.

Римская курия, начав “крестовые походы” на восток, вызвала настолько высокий подъём патриотизма и желания защищать свою веру и уклад жизни у мусульман. Настолько сильную, обратную, реакцию католическому натиску и одновременно с этим настолько слабое желание действительно воевать, а не грабить. Защищая интересы флорентийских и генуэзских торговых домов и банков, у паладинов католической веры. Рыцарских орденов (будущих масонских лож, великих приорств и т.д.), специально созданных для того, что бы остановить продвижения мусульман на северо-запад. Что вынуждена была, в поисках новых сил способных выполнить эту задачу обратиться к восточной, православной церкви, к Константинопольскому Патриарху, ранее которого подвергала анафемам и хуле.

На деньги итальянских банкиров, был созван церковный собор, куда были приглашены православные иерархи. Прибыл и московский митрополит, рукоположенный Константинопольским патриархом грек даже не знавший русского языка, и небескорыстно, как и его собратья с юго-запада Руси, присоединился к Флорентийской унии, признающей главенство Римского Папы.

Он так же как они обязался благословить войну против мусульман-османов. Однако по приезде в Москву он был низложен. Затея Папы и Константинопольского Патриарха осуждена. А что бы уберечься от подобных авантюр, был избран свой Русский патриарх. Позже Москва была объявлена “третьим Римом” т.е. истинным благодатным источником симфонии, светского и духовного. С этого времени и до 17в. две Русские церкви развивались отдельно. Русская церковь с Московским патриархом, как независимая от Константинополя. Церковь Великого Княжества Литовского (государства включающего в себя современную Украину, Белоруссию и Прибалтику) в союзе (практически в рабском подчинении) с католической Польшёй, как церковь в унии и под руководством Римского Папы. Польша и Литва практически сразу вступили в долголетнюю, изматывающую войну с Турцией. Как результат к 17в. совершенно обескровленное государство -Великое Княжество Литовское- бывшее, когда-то одним из самых богатых государств восточной Европы, фактически перестало существовать.

В 1551г. в Москве состоялось, наверное, самое значительное, в истории России событие “Стоглавый собор”, названный так за принятое им уложение-сборник постановлений регламентирующих нормы светской и духовной жизни,- своеобразная Конституция Русской жизни, на будущие века.

Вместе с тем, во времена правления Ивана IV Грозного, как в Великом Княжестве Литовском, куда бежали, наверное, первые в русской истории диссиденты (бежать в не русские и не православные земли, было уж слишком для 17века). Так и в Москве, сложилась оппозиция, считавшая нормы Русской Церковной и общественной жизни слишком тяжкими и безрадостными, а значит неправильными. Дальше было воцарение с помощью этой оппозиции Лжедмитрия и его Польско-Литовских хозяев, которое вызвало повсеместные восстания против Польско-Литовского беззакония. Затем последовало:- осада восставшими москвичами Кремля и позорная смерть Лжедмитрия, вторжение польско-литовских войск под руководством прославленного в войне с Турцией короля-полководца Стефана Батория и осада им Пскова, в ходе которой осаждённые псковичи, выдвинули один из главных впоследствии старообрядческих тезисов. В ответ на требование сдаться и жить так как живут Литовские православные, осаждённые ответили: -”Ваша вера как Луна, а наша вера как Солнце, уж лучше мы умрём при свете, чем будем жить в ночи”.

Здесь также имелось в виду и отличие в обрядовой стороне, в Русской Церкви принято было во время венчания и прочих служб делать обхождение по солнцу, в знак того, что Христос – Солнце. В греческой же Церкви, обряд которой был распространен в Великом Княжестве Литовском, наоборот служилось против солнца. А так как символом Византии, и её Церкви был крест и полумесяц ( крест мусульмане – османы с падением второго Рима – Константинополя убрали оставив только полумесяц символ древней Византии) то и вся греческая обрядность воспринималась как не совсем правильная, если не сказать больше, не туда сориентированная. В последствии, эта обрядность стала насаждаться Никоном и его последователями. Здесь мне могут указать на Карамзина, который по иному, интерпретирует это событие. Согласно ему, осажденные псковичи ответили «наш царь солнце а ваш луна», но к тому времени после двух лжедмитриев и царя Шуйского, репутация власти была в значительной мере дискредитирована об этом говорит и попытка патриарха Никона впоследствии поставить власть духовную над светской которая возможна и удалась бы не начни он свои разрушительные реформы. Ранее я сослался на то, что в данной статье использую старообрядческие «легенды», а согласно им Карамзин верноподданно лукавит в этом месте своих сочинений.

Эта попытка реформировать Московскую Русь не удалась, общество вышло из “смутного времени” ещё более укрепившись в своих исконных обычаях и традициях. В тоже время, для православного населения Великого Княжества Литовского аргументы, выдвинутые, в пользу Русского церковного и общественного уклада, показались более весомыми, чем те, которые предлагала им Римская Католическая Церковь. Иными словами, то чем тяготились некоторые представители высшей Московской знати, оказалось очень привлекательным, с точки зрения, правильности и законности, для самых широких кругов православного населения запада и юго-запада Руси (Великого Княжества Литовского) где впоследствии развернулась самая широкая борьба с католическим господством. Католики терпели также тяжёлые, военные поражения, от протестантов Густава-Адольфа шведского, союзника России. В это время, когда государство и церковь были на подъёме, а внешнеполитическая ситуация благоприятствовала России, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон сочли благоприятными для попытки церковной реформы, истинные цели которой нам неизвестны.

Позднее, видимо, что бы как-то оправдать саму реформу и методы её проведения, некоторые историки стали приписывать Алексею Михайловичу и Никону геополитические и культурологические мотивы и цели. Унификацию церковных обрядов с западными областями Руси (Украиной и Белоруссией) для последующей их более полной интеграции в Российскую государственную систему. Возможности более тесного культурного и политического сближения с союзниками, европейскими протестантами лютеранами. Приводились и другие не менее благородные и достойные цели и мотивы. Всё это так, только все эти объяснения появились гораздо позднее, и у тех историков, неблагодарный труд которых сравним с трудом художника- портретиста, призванного значительно приукрасить объект своего труда. Мне же кажется, что спесивую власть, вопросы внешней и внутренней политики в таком виде, мало интересовали. А, что до истинных целей то о них приходится только гадать, никто, наверняка, до сих пор не знает, чего на самом деле, хотели царь и патриарх и добились ли они того, чего желали.

Методы проведения реформы вызывают содрогание и омерзение. На протяжении с 1654 по 1667гг. было проведено несколько соборов, на которые были приглашены, какие то, греческие попы- расстриги и содомиты (нанятые в Турецких пределах по принципу числом поболе, ценою подешевле), которые за мзду принимали любые, даже противоречащие, себе решения. Но и этого казалось мало, там, где и так всё было куплено, принимались ещё грубо фальсифицировать документы. Противников, среди которых, было много авторитетных представителей, светской и духовной власти, казнили, сжигали в “срубах”, пытали. Восемь лет длилась военная осада Соловецкого монастыря, наверное, одного из самых значительных центров русской духовной жизни того времени. Русское патриархальное общество, отстоявшее свой образ жизни и вышедшее с победой из войны и интервенции, было глубоко всем этим уязвлено и опечалено. Повсеместно гадали о конце света, о приметах с ним связанных, о падении Москвы- Третьего Рима и приходе антихриста.

Общество разделилось на тех кто, ожидая конца времен, шёл в “пустыни” и “гари”. И тех, кто сбивался в воровские шайки, которые повсюду творили расправу “из-за самой малости” (Шайку Степана Разина сравнивают с воровской армией). Особенно отличалась в области мучительства, наследница Алексея Михайловича, прозванного “тишайшим и добрейшим”, – царевна Софья. Которая, лично отбирала молодых статных парней в стрельцы, свою преторианскую гвардию. Она была, наверное, первым в России, Кутюрье. Настолько тщательно и скрупулезно продумывала она, крой и цвета стрелецких кафтанов, малиновых, васильковых, лазоревых. Каждая деталь костюма, галуны, ” разговоры” всё было ей облюбовано. Не менее тщательно были продуманы и мучительства. Самым слабым было урезание языка и ушей. Битьё батогами, толстыми палками и дыба на которой подвешивали выворачивая суставы рук и ног мучительствами не считались это был элемент «правежа»-допроса.

Сожжения в срубах- баньках отмечались многими авторами, но почти никто не расшифровывал, как это выглядело. Баня в России всегда имела особый смысл. Лжедмитрия обвиняли на улицах и площадях в тайном латинстве за то, что в баню париться не шёл, а мылся в тазах и ушатах (кончилось, как известно это для него плачевно). В баньку провожали молодожёнов после венчанья. Там уединялись супруги. Там рожали детей, правили кости, лечились и много ещё чего делали, кроме того, что мылись. В правление Софьи там начали сжигать людей. Сначала правили, то есть пытали, требуя отречься от старой веры и исповедоваться новообрядческому священнику. Тех, кто упорствовал, подвергали усечению ушей, языка, правой руки, чтоб не смел, молиться двуперстно. Тех, кто проявлял слабость, от многочасового правежа, который сопровождался молодечеством новых опричников стрельцов.

То есть убийством младенцев и стариков. Насилием над девицами и молодыми женщинами, изощрёнными издевательствами над мужчинами. Кто шёл к исповеди, после приглашали помыться в баньке. Туда заносили корыта и ушаты как для мытья. В конце концов, тех, кто проявил слабость, и кто упорствовал, раздевали до гола, давали в руки березовые веники и загоняли в эти импровизированные бани, туда же кидали младенцев с пробитыми головами, после чего срубы-бани поджигались. После стрельцы-молодцы делили имущество тех, кого правили, по братски, никого не обижая. Порядок правежа и рекомендации стрельцам были выписаны Софьей с такой же тщательностью, с какой она «моделировала» костюмы своему войску. Не отставал и патриарх Иоаким. Он наставлял стрельцов, чинить расправу не только над старообрядцами. Так же над сочувствующими, дающими им приют, не доносившими на них. Так же просто над теми людьми, в волостях, которых были старообрядцы замечены. Избегая пыток и издевательств, старообрядцы сами себя стали сжигать: ” Коли нет уходу, тогда в огонь да в воду”. Имеются сведения о массовом самосожжении, где сгорело при приближении царских стрельцов – удальцов, одновременно более двух с половиной тыс. человек. Самосожжения – гари, в домах, амбарах и часовнях для старообрядцев стали, в конце концов, самой массовой формой протеста или ухода от антихриста и воинства его.

Начался массовый исход тех, кто считал себя ревнителем истинной Православной веры, в самые отдаленные пределы: за Урал, на Яик, в Сибирь на Аляску, за границу России в Турцию, Австрию, в Польшу, на Кавказ. Исход продолжался несколько столетий (Лыковы ушли в тайгу в 1924г. и “найдены” были в 1985г.). Что интересно, повсюду старообрядческие общины, получали поддержку и сочувствие у коренного населения – татар и башкир. Не являясь единоверцами, они искренне помогали страдальцам, развеивая миф царского правительства о дикости и кровожадности. Во время пугачёвского восстания они поддержали старообрядцев и военной силой Действия полковника Салавата Юлаева и призывы Курултая татарских Мурз, тому примеры. В конце концов, для Софьи и её молодцов кончилось, как и для Лжедмитрия всё бесславно и кто знает, не будь в правлении Софьи, таких «строгостей», не отшатнулся бы от неё народ как от прокажённой. На плачевный конец царевны и её стрельцов- молодцов можно взглянуть, посетив Третьяковскую галерею в Москве, где находятся картины Сурикова – “Утро стрелецкой казни” и Репина – царевна Софья. Тихо и незаметно прошла ликвидация Петром Патриаршего престола и превращение Церкви в часть государственного механизма управляемого Синодом и царём, где отсутствовала тайна исповеди, а священник имел фискальный чин. За, что боролась Русь несколько столетий и что было её духовной силой, всё было растрачено Никоном, его приближёнными содомитами и кровопивцем Иоакимом за короткое время. Царю-ерошке Петру-I, не нужно было, как Софье жёстокостью доказывать своё право.

Ему нужны были деньги для переустройства России, и он обложил староверов двойными подушными податями, штрафами за отказ курить и пить казённое вино- водку, за право носить бороду и исправлять собственные службы. А что бы после всех благодеяний жизнь не казалась мёдом, повелел носить, ненавидимые Софьины кафтаны только без галунов и что бы были черного цвета, а всему остальному “правильному” народу рекомендовал за те же кафтаны, называть староверов воронами. Кличка приживалась плохо. Больно у ревнителей веры был высок авторитет. Правда был случай, когда она всплыла. – Есть несколько версий, кому и как ответил, сидящий в клетке, закованный в железы, старообрядческий царь Пугачёв, на вопрос мучителей: “Что же ты вор, против матушки- государыни бунтовал”. -”Я не ворон, я воронёнок, а ворона вы увидите после и поклонитесь ему”. Передал же эти слова Екатерине-II Великой, граф Суворов любящий представляться простачком. Сделал он это в присутствии Светлейшего Князя Григория Потёмкина потомка известного Спиридона Потёмкина, товарища протопопа Аввакума, члена кружка “Боголюбцев” разгромленного патриархом Никоном. Спиридон Потёмкин чудом избежал казни и гонёний распространяющихся на всю семью противников Никоновских реформ, до седьмого колена, только скоропостижно скончавшись в 1665 году. А.С. Пушкин в романе “Капитанская дочка” пересказал старообрядческую Пугачёвскую сказку об Орле и Вороне которая звучала примерно так:- Царь орёл не стал, есть падаль, а бросившийся на иродово воинство детоубийц стал рвать их когтями и пить их кровь, сгорел без остатка, а мудрый ворон долбил клювом дохлую, вмороженную в снег лошадь и прожил сто лет.

Из всего сонма нововведений Церковной реформы, вызвавших отторжение, самой заметной была реформа перстосложения, когда вместо двуперстного символизирующего Божественную и земную природу Спасителя, вводилось троеперстие. Есть много публицистических произведений, где так называемые “цивилизованные авторы”, принадлежащие, естественно к так называемой “правящей партии” того времени, пытаясь высмеять причины раскола и показать темноту и глупость старообрядцев, обращаются к этой теме. Что здесь можно сказать? Мне вспоминается, из университетского курса, статья Ф.Энгельса о сипайском восстании в Индии XIXв. Классик марксизма полемизировал, с когда то известнейшими британскими исследователями, о причинах восстания. Как могли самые верные из солдат Империи превратиться в упорных бунтовщиков. Выдвигалась масса причин, от социальных до фантастических. Индийцев, как мусульман, так и индуистов обвиняли даже в природном неприятии прогресса в виде готовых, заряженных патронов, которые нужно было только скусить, что бы произвести выстрел. Но всеми с ходу отметалось, замечая лишь вскользь, то, что солдат мусульман или индусов заставляли скусывать патроны, бумажные гильзы которых были пропитаны смесью свиного или говяжьего сала. Отказ вёл за собой наказание, по законам британской цивилизованной армии, вплоть до смертной казни.

Отказ солдат выполнить приказ, взяв в рот и скусив просаленный патрон, что бы зарядить ружьё и произвести выстрел, встретил абсолютное непонимание у Британского командования, а объяснения, в которые пытались пуститься офицеры и солдаты сипаи, находились смехотворными. Нечто похожее, было и с троеперстием, которое в народе воспринималось как щепоть, а щепоть имело земное, возможно даже вульгарное значение “кукиша” и креститься щепотью православному, который кроме нательного креста ещё и нательный поясок, отделяющий “возвышенное” от “земного” носил, было немыслимо. Реформы Петра I ещё более отдалили власть от народа. Дело дошло до того, что к началу XIXв. дворянство даже русского языка не знало. Великого поэта Пушкина пришлось переучивать с французского языка, когда он был уже почти юношей. Масонство с использованием мистических – сатанинских ритуалов, как модное заграничное увлечение стало повсеместным. Масоны, обещая устранить Екатерину, Потёмкина и некоторых других сановников, вовлекли в ложу, наследника Русского престола, прозванного русским Гамлетом – Павла, Павел-I после своего воцарения велел написать несколько своих портретов усеянных символами масонской власти – мальтийскими крестами, “всевидящими очами” и т.д.

Он построил свой знаменитый “Павловский замок”, где постоянно должна была заседать “ложа”- тайный парламент. Раздал масонам, графу фон Палену и др. высшие государственные должности. Царь Александр I, получивший власть из рук масона Палена, организатора заговора, в результате которого Павел-I был убит, так же был масоном, притом ещё и не самого высокого градуса. Как им, таким передовым и прогрессивным, было терпеть отсталых старообрядцев? Они и не терпели бы, если бы не то, что старообрядцы, неся многочисленные финансовые тяготы наложенные ещё Петром и увеличенные при Павле, ухитрялись ещё и богатеть в отличии от остального “передового” населения, из которого недоимки даже воинские команды выбить не могли.

Валентин Распутин писал о староверах Сибири -”Отверженный и гонимый добровольно вставший на путь мученической доли, но уверенный в своей правде, так близко поставивший эту правду к смерти безоговорочным выбором “или-или”- или правда или смерть -старовер тем самым вызвал в себе такие силы, физические и духовные, какие до него не вмещало человеческое тело. Раскол дал удивительные результаты своего союзничества и братства в организации и хозяйственной деятельности. Братство и общинность, обязательная взаимоподдержка, спаянность и культ труда привели к неожиданному повороту, когда в стране, которая отринула во имя благополучия и обновления отсталую часть народа, эта часть повела хозяйство и быт лучше, чище, выгодней.

Старовер не курил, не пил вина, а в Сибири и чай пили лишь из трав и кореньев, (чёрный чай, и кофе в старообрядчестве считались “жжёными” продуктами, не рекомендованными к употреблению) строго соблюдал посты и моральные уставы и лишь в одном не знал воздержания в работе. Это был тот же человек, что и рядом с ним в обычной православной деревне и всё же далеко не тот: по-другому живущий и верующий, по другому смотрящий на мир. Со временем он выделился в особый тип русского человека, который упрямо хранил в себе каждый звук старой национальной фигуры когда человек мог быть крепостью, а не лавкой торгующей вразнос. Уже в наше время остатки старообрядчества из последних сил удерживались своих традиций, и даже в эпоху запоя и застоя колхозов, возникших на земле раскольничьих общин, коровы недоенными не оставались и хлеба под снег не уходили”. С 80-х годов XYIII столетия капиталы и торгово-промышленная доля староверов, получают перевес над “передовой” российской оборотистостью. Последователи “раскола”, отмечалось во времена царствования Николая I, существуют во всех слоях общества, число их умножается. В 1853г. считалось 9 миллионов, но цифра была условной, в действительности она должна быть больше. Несмотря на то, что существовали уголовные статьи Российского законодательства, предусматривающие различные сроки каторги “за совращение в раскол” в старообрядчество переходило множество народа, в том числе и священников. В 1846г. к старообрядческой церкви присоединился босно-сараевский митрополит Амвросий ставший первым старообрядческим митрополитом всея Руси в монастыре близ русинского села Белая криница, которое в то время находилось на территории Австрийской империи. В последствии из Белой криницы митрополия переехала в г.Браилов находящийся на территории современной Румынии, где находится по настоящее время являясь зарубежной митрополией Русской Православной Старообрядческой Церкви.

После революции практически все старообрядческие епископы и священники подверглись репрессиям. Последний кто управлял, старообрядческой Архиепископией был епископ Викентий (Никитин), умер в тюрьме в 1938г. В 1988 г. на Освящённом соборе, посвящённом тысячелетию Крещения Руси, было принято решение о восстановлении Митрополии Московской и всея Руси. В 2004г. Митрополитом Московским и всея Руси стал епископ Казанский и Вятский Андриан (Четвергов), почил в 2006г. Он по общему признанию был одним из самых значительных, по организаторским способностям, таланту иконописца и учёного среди старообрядческих иерархов нового времени. Екатерина II, получила наименование “Великая”, по общему признанию, благодаря своему фавориту и главному советчику Светлейшему Князю Григорию Потёмкину, имевшему старообрядческие корни, с которым она состояла даже в тайном браке.

Потёмкин после тайного венчания с Екатериной II получил титул Светлейший Князь, по значимости он приравнивался к титулу престолонаследника Павла, на что последний очень болезненно отреагировал. Потёмкин много сделал для того, что бы сгладить противоречия между двумя Россиями, официальной, окормляемой духовно, правящей Церковью и старообрядческой. По некоторым данным, “Светлейший” совершал тайно обряды по старым книгам и исповедовался старообрядческому старцу-духовнику. Он спасал во множестве дониконовские книги, закупая их, якобы, себе в “коллекцию”. Выписывал из старообрядческих селений и тайных скитов талантливых юношей, которым впоследствии покровительствовал. Так появился Михайло Ломоносов. Есть сведения, что Ломоносов был одним из трёх отмеченных Потёмкиным, при том, самым строптивым и непредсказуемым, сбежавшим и некоторое время под немецким именем, служившим в Прусской армии простым солдатом. Остальные не менее талантливые, но более послушные, таинственным образом бесследно исчезли, один по дороге в Крым, другой прямо из приёмного покоя Князя в зимнем дворце.

Потёмкин смог потушить восстание старообрядца Пугачёва. Договорившись со старообрядческими казачьими старшинами Дона и Яика которые, прекратили военные действия и сдали старообрядческого царя приближенным Князя, среди которых был и Граф Суворов. Потёмкин остановил садиста-русофоба Михельсона, командовавшего карательными войсками, вешавшего русских крестьян тысячами и топившего в реках татар и башкир, связывая их попарно. Потёмкин провёл ряд реформ в армии в Русском старообрядческом духе: снял с солдат ненавистные галстуки, женские парики с косами, узкие не скрывающие “срама” штаны заменил шароварами. Армия отозвалась на реформы победами, самыми громкими в Русской истории. Тогда в Европейских армиях, а значит и в Российской, господствовал лозунг: “солдат должен бояться смерти меньше чем палки капрала”. Русские солдаты смерти и не боялись. Они и палки капрала не боялись. Смерть и палка для них были обычным явлением, только им было не безразлично, каким ты предстанешь пред Господом, в “дьяволическом виде с иудиной удавкой на шее, с выпяченным “срамом” и в женском парике с косой или в “благолепном” образе последователя “благодатной истины”. Это понимал, Потёмкин. Обладал подобным пониманием, бывший семинарист Товарищ Сталин, вводя в армии в разгар войны, новую форму и освобождая из лагерей духовенство, в том числе и старообрядческое, отозвав с помощью такого рода символов, всё, что касалось “мировой революции”, “наднациональной идеи” и т.д. Но, этим пониманием абсолютно не владели Русские цари, за что жестоко поплатились.

Потёмкиным были проведены реформы в государстве, сняты запреты на ношение бород, русского и вообще национального платья в присутственных местах. Разрешены старообрядческие и мусульманские службы (лютеранские и католические были разрешены ранее), открыты печатни старообрядческих (и вообще любых) книг, легализованы старообрядческие поселения на р.Керженце, в Саратовской и Самарской областях на р.Иргиз, в Сибири и на Дону. В Москве на Рогожском кладбище началось строительство старообрядческого храма, который должен был превзойти по обширности любую из Московских церквей. В задуманном виде он достроен не был потому, что возмутилась уже правящая Церковь.

После загадочной смерти русского великана Потёмкина и смерти Екатерины Великой реформы и послабления для старообрядцев были закончены: печатни закрыты, старообрядческие алтари запечатаны, подати и штрафы возобновлены, а то и увеличены. С раздражением было воспринято старообрядческое участие в авангарде борьбы с нашествием Наполеона. Старообрядцы сразу же дали оценку Наполеону и его “Великой Армии” как “антихристу и его воинству двунадести языков”, с победой которых и падением Москвы- Третьего Рима наступит “конец света”. Это было передано во все слои Русского общества и получило отзыв в повсеместных “гарях” и народных подвигах, отчаянном сопротивлении Русской армии по пути следования французов. Партизанская война приняла характер и достигла накала Пугачёвского восстания. Возбуждение народа и его жертвенность вызвала ужас не только у французов, но и у рафинированных Петербургских элит. Сразу же после окончательного поражения Наполеона. Царь Александр, не желая видимо, брать на себя ответственность за новый русский “раскол”, который возник бы, если бы тайный масонский парламент заставил его начать подготовленные ими реформы. Исчез имитировав свою кончину. Удалился в монашеский скит. Л.Толстой “с него” писал образ “отца Сергия” в своём одноимённом произведении (Я уже упоминал о своеобразной старообрядческой версии истории России, в данном случае ссылаются на то, что Л.Толстой писал о связи своего персонажа с Александром I). Масон Великий князь Константин, также не взял на себя ответственность, отказавшись наследовать трон. Николай не связанный обязательствами и кровавыми масонскими клятвами, разрубил этот узел, расстреляв масонов- реформаторов выведших гвардию на Сенатскую площадь в Петербурге, из пушек во время правительственного кризиса 14 декабря 1825 г.

Отличились в войне 1812г. и донские казаки атамана Платова, почти все сплошь старообрядцы вместе со своим атаманом. Масон граф Лев Толстой испытывая симпатию к Наполеону с его кодексом и “прогрессом”, в романе “Война и Мир”, значительную часть посвятил доказательствам того, что Смоленск и Москва загорелись-де сами.- “Ну, не могли не загореться деревянные города”, – восклицает он, очевидно считая, что таким образом он, хоть частично “обелит” Россию, перед своими международными передовыми собратьями, представит её менее отсталой и более готовой к “неким” перестройкам. Это очевидное лукавство, хотя бы потому, что есть свидетельство самих французов о поджогах и самосожжениях. И есть практика, применяемая многократно ранее, в ответ на “антихристовы деяния” которую Л.Толстой не мог не знать. Косвенно Л.Толстой признаёт, как мне кажется правоту старообрядческой версии пожара Москвы, там же в романе «Война и Мир» Ростовы сбежавшие из Москвы попадают в ту же крестьянскую избу, где агонизирует Волконский, Наташа смотрит в окно и говорит о том, что Москва горит. « Горит Рогожская» т.е. старообрядческая слобода.

Другой граф, А.Толстой, на этот раз, бывший, в 30-х годах прошлого столетия в своём эпохальном романе “Пётр- I” представляет старообрядцев в качестве самой отсталой части русского народа, невосприимчивого, к “великим” Петровским реформам. А их священников, как жуликов, кочующих от одного поселения обманутых ими крестьян к другому. Они побуждают к самосожжениям свою паству, вместе с женщинами и младенцами, как только появляется угроза их собственному жульническому существованию в виде воинской команды. Притом, оставив в огне людей, эти “жулики” ухитряются спастись из горящих домов, уйдя по хитроумной сети подземных ходов и погребов, подготовленных ими заранее для этих целей. Версия, которая была бы совершенно нелепой и смехотворной, не будь она, подкреплёна карательной Сталинской машиной.

Кстати, будучи уже на острове св. Елены, Наполеон жаловался, что в Россию его “затащили” масоны, обещавшие триумфальное шествие с несложными арьергардными боями, а после видимости сражения под Москвой, сдачу Москвы с торжественным вручением ключей города, на поклонной горе и заключением особого мирного договора (намного более тесного, чем Тильзитский, заключенного Россией с ним сепаратно, после поражения России и Австрии при Аустерлице).

При последнем Российском императоре Николае II старообрядцы вновь, добились, послабление своей участи, возможно, за отказ или ослабление критики власти и поддержки Революции. В апреле 1905г. были распечатаны алтари старообрядческих храмов. За время с 1905 по 1917гг. ими были построены несколько тысяч великолепных храмов лучшими архитекторами России. По всей России начали строиться купцами-старообрядцами красивейшие общественные и коммерческие строения. В народную благотворительность были вложены миллионы рублей. В г. Казани это комплекс Шамовской больницы и доходный дом купца старообрядца Кекина, Храмы на улицах .Петербургской и многое другое.

В революции 1917г. старообрядчество заняло позицию, скорее сочувствующую новой власти, видя в разрушении государственной машины и гонениях на правящую церковь некую закономерность. Расстрел царской семьи в доме купца старообрядца Ипатьева воспринялся как наказание царя “Ирода”. Ожидание этого события передавалась в народ на протяжении всей старообрядческой истории: посланиями Аввакума, мученичеством сотен тысяч лучших русских людей. Царь ненастоящий, была такая старообрядческая формула. А настоящий, «в лесах да на горах». Голосом юродивого из оперы Мусоргского “Борис Годунов”:-”Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не позволяет” ответила старозаветная Россия. Если присмотреться к картине И.Репина боярыня Морозова то можно заметить, что тот же самый образ юродивого, благословляющий двуперстно, на мученичество, боярыню Морозову является центральным в картине. Вообще В.Ленин и большевики, да и правительства других стран ожидали, видимо, другой реакции страны на царские казни. По некоторым сведениям Ленин, Троцкий и их ближайшее окружение были удивлены и ободрены таким “лёгким” отношением народа к Царским казням. Казалось царская семья, считавшаяся символом могучей и великой России, вообще оказалась «мало кому нужна». К сожалению, возможно – эта “лёгкость”, побудила большевиков объявить масштабный красный террор против всего населения России. Возможно, всё-таки последней попыткой примирения Царя и народа предпринятой на краю пропасти, было появление старца Григория Распутина (правящая церковь его обвиняла в принадлежности к расколу и даже в хлыстовстве – радикальном старообрядческом течении, приписывая ему нравы, бытовавшие среди клириков перед революцией). Фамилия Распутин вообще является прославленной сибирской старообрядческой фамилией (Кстати, как и Путин). Два Григория, Потёмкин и Распутин появившись в критические для России времена, вызвали к себе самое злобное и мракобесное отношение со стороны сил называющих себя “прогрессивными”, но несущих как показала историческая практика лишь “глад, мор да скрежет зубовный”. Первый Григорий жил во время, которое впоследствии назвали самым великим и славным для России. Второй был убит, когда победа над Австрийской империей была достигнута, а значит, были достигнуты и цели, которые ставила Россия в мировой войне, война же с Германской империей была только на руку Антанте, а значит, крайне не выгодна России. То, что говорил Старец Распутин о том, что с немцами мириться нужно, пускай с ними Французы и Англичане воюют, нам с ними делить нечего получило в дальнейшем свою историческую правоту. Но так не считали «прекраснодушные» и очень прогрессивные либералы и социалисты разных сортов, заявлявших как например Керенский и Плеханов , что пусть погибнет Россия, но победят великие демократии Англии и Франции. В результате получили Троцкого с красным террором и Соловецкими лагерями особого назначения и Беломором, где один Заключённый Канало-Армеец караулил другого ЗКА.

Пророческой оказалась критика старообрядцами внешней политики Романовской России. Получившая по старообрядческой терминологии определение, – “Византийская прелесть”. Пустое, возможно даже греховное, на старообрядческий лад, было стремление царской России, к захвату Константинополя. Старообрядцы исходили из того, что Москва уже есть третий Рим и четвёртому не быть. Стремление к захвату Константинополя, в XIX в. привело к поражению в Крымской войне. Александру II по результатам войны пришлось продать старообрядческую Аляску, где существовало знаменитое старообрядческое “Беловодье” откуда текли золотые ручьи, питающие старообрядческие общины. “Беловодье” затопили авантюристы-золотоискатели, Чарли Бешеный, Смоук и Малыш, и прочие персонажи романов Джека Лондона. Первая мировая война, в которую Россия втянулась под те же мотивы, привела, в конце концов, к полному поражению, гражданской войне и смене государственного устройства. Унижение Москвы- третьего Рима, с переносом столицы государства в Петербург – город нави (река Нева) произведённое Петром-I по внешнеполитическим соображениям, из Москвы – яви, воспринималось вообще как предшествующее приходу “антихриста” событие. Наоборот безбожники большевики, вернув Москве, столичный статус завоевали себе благоприятное положение в глазах старообрядцев.

С восстановлением патриаршества, со стороны Русской Православной Церкви начались делаться шаги навстречу старообрядческой Церкви. Соборы 1917-1918гг. Постановление синода 1929г. снимали “клятвы и запреты” наложенные на старообрядцев как “не бывшие вменяемы”. Поместный собор 1971г. закрепил эти постановления и признал установления Русской Православной Старообрядческой Церкви равноспасительными. Всё это достойно было бы самой большой радости, если бы не сожаление которое испытывают старообрядцы, так и не дождавшиеся покаяния за триста лет гонений. Это мнение не только староверов, оно подтверждается многими честными и известными людьми, вот лауреат нобелевской премии А.Солженицин пишет в эпосе “Красное колесо”. “Как человеку за тяжкий грех не избежать заплатить иногда ещё и при жизни – так и обществу, и народу тем более И всё, что с Церковью стало потом От Петра и до Распутина, Не наказанье ли за старообрядцев?… Церковь не должна стоять на неправоте..”.”Боже, как могли мы истоптать лучшую часть своего племени? Как мы могли развалить их часовенки, а сами спокойно молиться и быть в ладу с Господом? Урезать им языки и уши! И не признать своей вины до сих пор? А не кажется вам, отец Северьян, что пока не выпросим у староверов прощения – ой не будет России Добра?…”

 
Статья прочитана 1996 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Skype   rupolitika

ICQ       602434173