Апрельский номер делового еженедельника «Компания» опубликовал развёрнутое интервью с генеральным директором «Международного аэропорта Шереметьево» Михаилом Василенко. Ему были заданы ряд вопросов о развитии главной воздушной гавани страны, её взаимоотношениях с пассажирами и авиакомпаниями, как говорится, – всё по делу и по существу. Между тем, ответы главного менеджера ОАО «МАШ» в очередной раз заставляют улыбнуться и задуматься.
К сожалению, за восемь лет пребывания г-на Василенко во главе госкорпорации, самый большой аэропорт в России, так и не смог заслужить статуса хорошего, удобного или эффективного. Буквально по всем показателям эффективности и качества, «Шереметьево» демонстрирует глубокий минус, начиная от взаимоотношений с пассажирами и работающими на его территории компаниями, и заканчивая показателями чистой прибыли, упавшими в 2012 году до смешных 62 миллионов рублей, что сопоставимо с годовой прибылью какого-нибудь торгового центра, но никак не крупнейшего аэропорта страны. И, пожалуй, единственное, чем может похвалиться Шереметьево – это масштабами площадей и бардака на них творящегося: масштабами нескончаемых строек, долговых обязательств перед инвесторами и банками (пожирающих львиную часть прибыли), инфраструктурной необустроенностью, грязью, управленческим кризисом, не позволяющим обуздать «таксистов-бомбил» и хамство персонала, неосвещённостью территорий , постоянными скандалами и судебными разбирательствами.
Впрочем, если задуматься, то у всего вышеперечисленного есть вполне резонное объяснение. А связано оно с приоритетом целей, поставленных перед собой Советом директоров ОАО «МАШ», ориентированных, в первую очередь, на удовлетворение финансовых интересов аффилированных лиц и компаний, но никак не на решение транспортных задач столичного авиаузла, создание сервиса для пассажиров и повышение налоговых отчислений. И сокращение чистой прибыли, а точнее вывод денег через реализацию нескончаемых инфраструктурных проектов, требующих для своей реализации, в том числе и бюджетного финансирования (например, для строительства третьей взлётно-посадочной полосы), слишком отчётливо это демонстрирует.
Впрочем, возлагать всю вину на одного лишь Михаила Василенко, наверное, было бы несправедливо. Ведь он, как и сам это отмечает в своём интервью, всего лишь менеджер, обеспечивающий исполнение поставленных перед ним задач. И что, спрашивается, поделать с тем, что эти задачи нацелены на обеспечение интересов компаний, принадлежащих олигархам, которые числятся в друзьях первых лиц государства – Олег Дерипаска, Аркадий Ротенберг, Александр Скоробогатько и Александр Понамаренко, а не обеспечение комфорта и безопасности пресловутого пассажира или создание комфортных условий для авиакомпаний.
Более того, ходят слухи, что собственно сам Василенко уже давно ничего не решает, т.к. окружён командой помощников, состоящей из людей с далеко нечистой репутацией - Сергея Ярышева, Александра Олейника и Александра Ильина, которые, вероятно гораздо лучше своего официального начальника знают, под кого именно следует готовить приватизацию объединённых активов «Внукова» и «Шереметьева». А ещё довольно частым гостем в кабинете Василенко за последнее время стал скандально известный рейдер Юрий Ширманкин – человек Михаила Фридмана и «Альфа-групп».
Не будем сейчас делать каких либо выводов и устанавливать взаимосвязи. Но совершенно очевидно, что задачи, решаемые сегодня ОАО «МАШ», принципиально отличаются от тех требований, которые предъявляет к аэропорту непросвещённый обыватель, и, похоже, что Василенко вполне с ними справляется, т.к. является вполне удобной фигурой. Поэтому, когда генеральный директор «Международного аэропорта Шереметьево» говорит, что по истечении срока своих полномочий, как минимум год будет сидеть в кресле-качалке, и лишь ещё через год начнёт раскачиваться, то в этом он абсолютно честен, ведь он это заслужил. Как говорится: «Мавр сделал дело, Мавр может уходить».
А что, собственно, сделал Мавр, т.е. г-н Василенко с сотоварищами? Да ни много, ни мало – они создали уникальный аморфный актив, обладающий всеми свойствами убыточного, т.к. аэропорт обременён огромными долгами и имеет смехотворную прибыль (что, несомненно, повлияет на многократное понижение цены, когда аэропорт будет приватизироваться), но в то же время «Шереметьево» обладает неотъемлемыми свойствами стратегического объекта, что позволяет независимо от формы собственности, запускать руку в государственную казну. Проще говоря, такое состояние, позволяет купить актив за копейки, а затем качать из казны миллиарды, ну или продать за хорошие деньги иностранным инвесторам. И с поставленной задачей пред -приватизационной подготовки, Василенко справился на пять с плюсом. Ну, а сейчас, когда борьба интересов входит в решающую стадию, и кто в ней победит неизвестно, Михаилу Василенко выгоднее занять позицию английской королевы, что отчётливо явствует из его интервью.