Люди вынудили Папу Бенедикта XVI отречься от престола

Газета Дейли Мейл цитирует высказывание Папы Бенедикта ХVI: “Культура, которая распространилась в Европе, абсолютно и радикально противоречит не только христианству, но и религиозным и моральным традициям всего человечества”.

В распространенном Ватиканом тексте заявления этого абзаца нет.

Заявление Бенедикта XVI, сделанное в ходе сегодняшней консистории. Текст заявления понтифика распространило в понедельник в переводе на русский язык Радио Ватикана:

“Я созвал вас на эту консисторию не только ради трех канонизаций, но и чтобы сообщить вам о решении большой важности для жизни Церкви.Неоднократно испытав свою совесть перед Богом, я пришел к уверенности, что моих сил – из-за преклонного возраста – больше недостаточно для надлежащего исполнения служения Святого Петра. Я прекрасно осознаю, что это служение, в силу его духовной сущности, должно исполняться не только делами и словами, но в не меньшей степени страданиями и молитвой. Тем не менее в сегодняшнем мире, подверженном стремительным переменам и взволнованном вопросами величайшей важности для жизни в вере, чтобы управлять ладьей Святого Петра и возвещать Евангелие, необходима энергия как тела, так и духа, а энергия эта в последние месяцы настолько угасла, что я вынужден признать свою неспособность должным образом исполнять вверенное мне служение.

Поэтому, хорошо понимая серьезность этого акта, я при полной свободе заявляю, что отказываюсь от служения Римского епископа, преемника святого Петра, вверенного мне кардиналами 19 апреля 2005 года. Таким образом, с 20 часов 28 февраля 2013 года Римская кафедра, Престол Святого Петра будет вакантным, и теми, на ком лежат соответствующие полномочия, должен быть созван конклав для избрания нового Римского Папы.

Дорогие братья, благодарю вас от всего сердца за любовь и за труд, посредством которого вы несли вместе со мной бремя моего служения, и прошу прощения за все мои недостатки. Вверим же теперь Святую Церковь заботе ее Верховного Пастыря Господа Иисуса Христа и будем молиться его святой Матери Деве Марии, дабы она сопутствовала своей материнской благостью Отцов Кардиналов в избрании нового Римского Папы. Что касается меня, то и впредь я буду служить всем сердцем Святой Матери Церкви жизнью, посвященной молитве”.

Папы не отрекались от престола 600 лет

Последний раз действующий глава Римско-католической церкви покидал престол святого Петра в ХV веке – тогда об уходе объявил папа Григорий XII.

Григорий XII, урожденный Анджело Коррер, занимал Святой престол чуть менее девяти лет – с 1406-го по 1415 год. Правление папы выпало на смутный период в истории Римско-католической церкви, столкнувшейся с расколом. Григорий XII в борьбе за единовластие пообещал отречься от престола в случае, если это сделает его соперник – папа Бенедикт XIII. Распри двух священнослужителей и их сторонников достигли точки максимального кипения, когда на соборе был избран новый папа – Александр V.

————————

Ирландская букмекерская контора “Paddy Power” уже успела организовать прием ставок на то, кто станет следующим Папой Римским. Так же она поступила и в 2005 году перед выборами нынешнего понтифика.

Наибольшие шансы имеются у чернокожих кардиналов: кардинала из Ганы Питера Турксона (9/4), затем следует архиепископ Квебека и префект Конгрегации по делам епископов кардинал Марк Уэлле (5/2) и нигерийский кардинал Фрэнсис Аринзе (7/2).

В России политологи обсуждая неизбежный приход нового Понтифика, подчеркивают, что если во главе Католической церкви встанет не европеец, то проблемы европейских стран будут ему не близки.

———————————————

Обзор СМИ по поводу добровольного отречения Понтифика Бередикта XVI на сайте Inopressa:

Мотивы отречения и первые итоги понтификата Бенедикта XVI

Папу Ратцингера неумолимо затмевал его предшественник – бесконечно любимый католиками, и не только, Папа Войтыла. “После Бенедикта XVI харизматичность и лидерство уже не представляются ненужными”, – пишут СМИ, напоминая также о “некрасивых проблемах”, с которыми он столкнулся. Станет ли новый Папа реформировать курию и переосмысливать отношение к безбрачию духовенства, месту женщин в Церкви, а также к гомосексуализму, абортам и контрацепции?

“Новаторство и отречение” – так озаглавлена статья в El País. Отречение Бенедикта XVI – само по себе новаторский поступок: он отрекся вполне добровольно, по крайней мере, если сравнить с другими понтификами, считает газета.

В каком-то смысле новаторским было и папство Бенедикта XVI. Он записной консерватор и оправдал ожидания всех, кто предсказывал косность: он вернул латинскую мессу и как-то призвал африканцев не пользоваться презервативами (“И это на континенте, который сильнее всего поражен СПИДом”, – подчеркивает газета).

Но в то же время он интеллектуал, человек строгих взглядов. Предыдущий Папа старался замалчивать случаи педерастии. Бенедикт XVI, напротив, попросил прощения за грехи священников и пообещал передать виновных в руки секулярного правосудия.

Против этого резкого поворота доселе восстают многие слои в католической церкви, полагает издание. “Возможно, отчасти этим объясняется растущая изолированность Папы в Ватикане – этакий исторический парадокс”, – говорится в статье.

Газета надеется, что при выборе нового Папы кардиналы проявят мудрость: решается будущее Церкви, которая переживает кризис и торжество косности.

“Благородное отречение” – такова оценка британской The Times. Газета называет решение Бенедикта XVI благородным и самоотверженным: Папа смиренно признал, что слабое здоровье не позволяет ему управиться с тяжелейшими обязанностями главы одной из глобальных Церквей.

“Служение Бенедикта сочетало в себе мудрость, благочестие и определенный, недостаточно признанный обществом радикализм”, – пишет издание. Но даже ему оказалось нелегко сохранять единство Церкви в пору потрясений. Вдобавок он столкнулся с двумя препятствиями. Во-первых, его неизбежно затмевал предшественник, харизматичный Иоанн Павел II, который внес большой вклад в “поражение коммунизма в Восточной Европе”, пишет газета. Во-вторых, Бенедикт столкнулся с некрасивыми проблемами – например, с “медлительной реакцией церковных иерархов в ряде стран на скандал с растлением малолетних священниками”.

Факт тот, что Бенедикт – олицетворение дилемм, стоящих перед Церковью в современную эпоху. Он был советником либерального кардинала Фрингса, но на папском престоле старался погасить реформаторский пыл (хоть и заявил, что Лютер не еретик), говорится в статье.

Газета полагает: хорошо бы выбрать следующим Папой выходца из Африки, где наиболее динамичны демографические процессы. “Если новый Папа привнесет энергичность Иоанна Павла II и инстинктивную тягу к реформам Иоанна XXIII, для Церкви и ее нравственного авторитета, возможно, наступит новая яркая эра”, – заключает The Times.

“Бенедикт XVI оставляет институт папства практически в прежнем состоянии”, – пишет The Washington Post. По мнению издания, отречение – самый храбрый шаг Бенедикта XVI за 8 лет на папском престоле.

“Коронной чертой папства Бенедикта, плохо это или хорошо, было яростное сопротивление переменам”, происходящим в мире, пишет газета. Бенедикт XVI открыто называл гомосексуальность неестественной, на фоне межрелигиозных трений избегал диалога с мусульманами и вообще назвал исламское богословие “пагубным и бесчеловечным” (правда, процитировав чужие слова).

Большинство католиков ныне – это жители Латинской Америки, Африки и Азии. Но Бенедикт сосредоточился на попытках – безуспешных – возродить католицизм в Европе, говорится в статье.

Реакцию Папы Бенедикта на самую сложную проблему – скандалы с растлением малолетних священниками – газета считает “недостаточной”: “Он так и не принял меры к епископам, которые покрывали преступления, так и не признал свои недочеты в период, когда он возглавлял ватиканскую службу, которая налагает взыскания на священников”.

Что касается достижений Бенедикта, то порой они были “работой над ошибками”. Например, “он возмутил евреев, реабилитировав епископа, который отрицал факт Холокоста. После этого Папа помолился в Освенциме и опубликовал книгу, в которой снял с еврейского народа вину за смерть Иисуса”.

По мнению издания, Бенедикт не устранил проблемы, которые ослабляют Католическую церковь, – он лишь уверял, что только бескомпромиссное следование старым доктринам убережет веру. “Католикам, которых не устраивает этот ответ, остается одно – надеяться, что коллегия кардиналов, где доминируют ставленники Бенедикта, выберет более прогрессивную фигуру”.

Статья в The Guardian озаглавлена лаконично – “Папская погрешимость”. Так авторы обыгрывают католический догмат о непогрешимости суждений Папы Римского об учении Церкви.

Папство Бенедикта было продолжением папства Иоанна Павла II со всеми его недостатками и достоинствами, считает газета. Достоинство – “либерально-центристская социальная политика: аргументированная критика излишеств позднего капитализма, пустопорожности общества потребления и зол неравенства”. Недостатком газета считает “отказ переосмыслить нравственные доктрины, неизменное отношение к гомосексуализму, безбрачию, абортам и контрацепции”.

Либерально-настроенных священников не продвигали. Газета не видит ни одного либерала среди возможных преемников Бенедикта. То, что Иоанн Павел II устроил среди высших иерархов церкви, “порой было почти что чисткой”, по выражению газеты.

Покойный кардинал Карло Мария Мартини, человек либеральных взглядов, говорил: “В Европе и Америке Церковь устала, наша культура состарилась” – и призывал провести радикальные перемены, “начиная с Папы и епископов”. Поспособствует ли новый Папа глубокому переосмыслению католицизма, к которому звал Мартини? Это уже другой вопрос, замечает газета.

Амброз Вайбель в статье для Tageszeitung рассказывает, что осенью 2011 года он сотрудничал с “Радио Ватикан” и в редакции “на каждой стене” висели портреты “не правящего понтифика, а его предшественника Кароля Войтылы” (Иоанн Павел II).

“Однако Бенедикт был столь непопулярен не только из-за человеческой холодности и профессорской чудаковатости и не только из-за плохого итальянского, который итальянцы воспринимали как провокацию”, – продолжает Вайбель: уходящего Папу воспринимали как провокацию и сотрудники церковных и светских организаций, помогающих мигрантам, беднякам и бездомным. “Между Больцано и Палермо существует живой, левый католицизм, не забывший учение Франциска Ассизского и сражающийся с социальной дискриминацией, расизмом и оргпреступностью”, – утверждает Вайбель.

“Тевтонскому Папе” было нечего сказать тем, кто представляет Церковь, работая с людьми и для людей, кто называет проблемы, а не старается их спрятать, кто не застывает в страхе и отвращении перед современным обществом, а видит Христа именно там – среди грешников, больных и униженных”, – говорится в статье.

Поэтому, по словам Вайбеля, отклики итальянских ватиканистов, называющих решение Бенедикта уйти с поста по состоянию здоровья прогрессивным, ничего не меняют: “все просто испытывают облегчение и выражают его с большей или меньшей вежливостью”.

Когда Бенедикт XVI заявил о намерении отречься от престола – а такого не было с 1415 года – он поверг присутствующих в недоумение. От Манилы до Мехико, от Сантьяго до площади св.Петра всех взволновал один вопрос: почему?” – пишет The Guardian. В своем обращении Папа объяснил: он уходит из-за “преклонного возраста” и утраты сил, как телесных, так и душевных.

“Глава пресс-службы Ватикана Федерико Ломбарди исключил в качестве мотива депрессию или сомнения теологического характера и отверг мысль о том, что какое-то определенное заболевание – физическое или психическое – заставило Папу так поступить”, – говорится в статье.

“Этот сценарий Бенедикт упоминал во время интервью, которое он дал для книги “Свет мира”, хотя и не имел в виду себя лично”, – отмечает газета.

Джордж Ферзоко, научный сотрудник Бристольского университета и специалист по Целестину V – Папе Римскому XIII века, который первым разрешил понтификам отрекаться от престола, а потом сам это сделал, указал, что Бенедикт дважды посещал могилу своего средневекового предшественника.

“Пресс-секретарь Ватикана отмел предположение, что понтифика заставляют уйти “проблемы папства”, но череда скандалов сделала свое дело”, – предполагают журналисты. Церковь столкнулась с обнародованием случаев педофилии и кризисом вокруг скандала Vatileaks. Вопросы о возможной причастности банка Ватикана к отмыванию денег продолжали маячить, говорится в статье.

Но на данный момент теории заговора не находят оснований. Многие обозреватели, в том числе Джованни Грассо, автор нескольких книг о церкви, предпочитают объяснение, которое уже дал режиссер Нанни Моретти. В своем фильме 2011 года “У нас есть Папа!” он рассказал вымышленную историю кардинала, который, будучи избранным Папой, взбунтовался, сбежал и, в конце концов, решил, что эта работа не для него”, – заключают авторы статьи.

“Сегодня все думают, и я так думаю, что нет никакой скрытой причины для этого, – сказал об отречении Папы Джованни Грассо. – Но, может быть, завтра или послезавтра что-то обнаружится”.

Вопрос о том, кто станет следующим Папой Римским, занимает всех, пусть стоит и не так остро, как после смерти Иоанна Павла II, пишет Le Figaro. Выбор преемника Иоанна Павла II имел принципиальное значение, так как Церкви предстояло выбрать курс относительно Второго Ватиканского собора: до конца открыться миру, затронув такие темы, как женитьба духовенства, место женщин в Церкви и реформа управления курией, либо укрепить связь с историческими корнями Церкви и ее традицией. Кардиналы в апреле 2005 года предпочли второй путь, избрав Йозефа Ратцингера.

Маловероятно, что предстоящий конклав сменит курс, так что преемник Бенедикта XVI, скорее всего, продолжит консервативную линию, полагает автор статьи Жан-Мари Генуа. Возможна некоторая корректировка отдельных деталей или стиля, но направление, заданное Бенедиктом, представляется неизменным.

Второй вопрос – будут ли кардиналы выбирать будущего Папу исходя из географического принципа или исходя из его способности руководить миллиардом верующих и восстановить авторитет папства? География для кардиналов второстепенна, считает автор, Папа выбирается за его достоинства. “С точки зрения кардинальской логики, предпочтителен классический кандидат. Но, чтобы найти “человека ситуации” необходимо также учесть два качества, дефицит которых наблюдался во время понтификата Бенедикта XVI: способность управлять курией и присутствие в мировом медиапространстве. После Бенедикта XVI харизматичность и лидерство уже не представляются ненужными”, – говорится в статье.

 
Статья прочитана 1999 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Skype   rupolitika

ICQ       602434173