В Санаксарском мужском монастыре был избит инок Серапион, через несколько часов скончавшийся. По информации блогеров, избивали Серапиона его же, так сказать, братья – двое монахов, а также водитель настоятеля монастыря. Инок Серапион перед смертью успел сфотографировать себя с нанесенными побоями и отправить снимки своим знакомым, которые поместили их Интернете. Теперь они устрашают всю блогосферу.
Тем не менее, все это не помешало местным властям заявить, что причина Серапионовой смерти – сердечная недостаточность. При этом в монастыре почему-то отказались хоронить и поминать Серапиона, а сам этот вопиющий случай решили не комментировать.
Об убитом иноке известно немного. В Рождество-Богородичном Санакса́рском мужском монастыре, что находится в Мордовии, он пробыл всего три месяца. Суббота, 15 октября, когда он скончался, совпала с днем памяти св. Федора Ушакова, уроженца этих мест, канонизированного два года назад. Его надгробие и бюст уже более полувека стоят на территории монастыря. Правда, как отмечают прихожане, могила великого флотоводца в последние годы остается без надлежащего ухода. Что, впрочем, не помешало монашеской братии отметить день памяти святого. Отметили, как положено. И вот в такой дружеской, можно сказать, обстановке Серапион, по рассказам очевидцев, что-то не очень лицеприятное высказал настоятелю монастыря. Инок, по отзывам знавших его людей, отличался почти болезненным чувством справедливости, был человеком принципиальны, не терпел обмана. Он постоянно вступал в споры с начальством, особенно с милицией. Несколько лет провел в местах лишения свободы, где также не изменял себе – конфликтовал с руководством исправительного учреждения, за что немалую часть срока проводил в карцере. Впрочем, это только повышало его авторитет среди заключенных. В тюрьме, кстати, он уверовал в Бога. Освободившись, стал паломником, ходил по святым местам, два года прожил в одном из российских монастырей…
Вскоре после объяснения с настоятелем Серапион ушел к себе в келью отдыхать. Но через какое-то время он вдруг выбежал в монастырский двор с окровавленным лицом и стал кричать, что на него напали водитель настоятеля монастыря, благочинный и еще один монах. По его словам, они ворвались к нему в келью, избили и посоветовали немедленно покинуть монастырь. Серапион требовал принять меры к тем, кто его избил. И меры действительно были приняты – из монастыря позвонили в полицию, а когда полицейские приехали, то им заявили, что именно Серапион стал зачинщиком драки, за что и был доставлен в околоток.
В полиции он сфотографировал свое избитое лицо на мобильный телефон и отправил по телефону же своим знакомым. Если верить рапорту, из полиции его довольно быстро отпустили. Выйдя на свободу, бывший инок снял номер в гостинице, где вскоре он и был найден мертвым. Врачи, напомним, констатировали смерть от сердечной недостаточности.
Говорят, Серапион мог умереть еще несколько десятилетий назад под колесами трамвая. Его, тогда еще ребенка, спас один взрослый человек – ценой собственной жизни. Получается, он зря это сделал? Зря рисковал? Зря оставил своих детей сиротами? Зря спасал человека, которого вот так, запросто взяли и убили. Даже если заключение врачей и верно, не вызывает сомнения, что именно нанесенные побои могли вызвать смертельный рецидив. Причем напали на инока те, кто, если так можно выразиться, профессионально служит Богу! Если бы он скончался в тюрьме, то это было бы воспринято, так сказать, с пониманием – мол, там свои законы. Но в монастыре законы иные – Божьи. Они учат любви. Любви к ближнему. Пусть даже он тебе не совсем приятен. Все равно его надо любить потому, что он такое же, как и все мы, Божье созданье. Ну, если не любить, то терпеть его существование. И по мере возможности – и желания – помогать ему становится лучше. Это непреложные божественные предписания. Но судя по тому, что произошло в Санаксарском монастыре, их можно попирать. И безнаказанно.
В монастыре отказываются говорить о произошедшей трагедии. Какая трагедия!? Вообще, ничего не было. Значит, и виноватых нет. Хотя не стало человека. Поэтому, создается впечатление, никто не ищет тех, кто его избил, не пытаются выяснить причину смерти. А зачем искать? Может, и человека никакого не было? Монастырь не дает ответа ни на один из этих вопросов. Словно принял обет молчания. Или умолчания? Судя по всему, этого обета придерживаются и местная полиция, очень вяло ведущая расследование гибели инока Серапиона, ни местная же пресса, ни единой строкой не отметившая на своих страницах этот прискорбный факт.
…. На сайте Рождество-Богородичный Санакса́рского монастыря много и велеречиво рассказывается об истории и сегодняшнем дне этого богоугодного заведения. Но, разумеется, там нет ни слова об обстоятельствах гибели инока Серапиона. И составителей этого благостного сайта можно понять: зачем говорить о его смерти, если повествование о монастыре заканчивается такими словами: «Приём в братию осуществляется по личному заявлению и решению Духовного Собора монастыря не ранее 6 месячного срока работы на монастырских послушаниях».
Инок Серапион прожил только половину обозначенного срока.