В минувшем году официально уполномоченная отечественная организация — Российский союз правообладателей (РСП) — по новому законодательству планировала собрать с производителей и импортеров электронных устройств около 120 миллионов долларов в виде гонорарных отчислений авторам и исполнителям произведений музыки и кино. Однако многие крупнейшие фирмы попросту отказались платить 1% от стоимости своей продукции. В числе неплательщиков — более 20 крупных транснациональных корпораций. В результате РСП в 2011 году собрал лишь около 15 млн. долларов, то есть почти в 10 раз меньше. В январе 2012 года такие крупные производители, как Olympus, Fujitsu и Huawei подписали с РСП соответствующие соглашения. Но Samsung и Nokia, на которые приходится большая часть гонорарных выплат, пока отказываются от авторских отчислений российским исполнителям и звукозаписывающим компаниям. Следовательно, государство и в следующем году недосчитается внушительных сумм дополнительных налогов, полученных от гонораров отечественных правообладателей.
Формальным поводом для такого правового саботажа стало, как водится, несовершенство российских законов. С одной стороны, распространение музыкального или визуального контента преследуется уголовно, а импортеры свято блюдут УК. С другой — выплата гонораров за «свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» регулируется не Уголовным, а Гражданским кодексом без ощутимых последствий для фирм-нарушителей.
Во всех цивилизованных странах мира сфера коллективного управления правами — это в первую очередь защита интересов деятелей культуры и искусства. Пользователи слушают музыку, меняются фильмами — иначе говоря, потребляют интеллектуальный труд создателей произведений. Практика таких авторских и исполнительских отчислений, как за использование, к примеру, мобильных платформ для покупки, воспроизведения и скачивания файлов, так и за «частное копирование», является нормой. При этом обычно сбором и выплатой гонораров занимаются, как и в России, некоммерческие и профсоюзные организации. Но в России, как водится, есть свои особенности. Работе официально аккредитованных для сбора авторских отчислений обществ — таких как РАО, РСП и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности) — активно препятствуют. Ловко манипулируя общественным мнением и законодательством, а заодно используя методы криминального мира 90-х, здесь можно неплохо и сравнительно легко подзаработать.
Один процент на всех
По мнению экспертов, стихийное общественное недовольство по поводу 1% так называемого «налога с болванок» могут негласно поддерживать крупные торговые фирмы и оптовики. Основной аргумент противников компенсации правообладателям — возможный рост цен на электронику и средства связи для всех. Не секрет, что никакие налоговые и таможенные послабления не влекут снижения цен, и наоборот — минимальное увеличение платежей, цен на энергию или колебания валютных рынков временами приводит к откровенным спекуляциям.
Однако импортерам повышать цены по случаю неизбежного появления в стране полноценных правообладателей музыкальных и визуальных записей попросту невыгодно — в условиях жесточайшей конкуренции на рынке бытовой электроники. Зато профильные торговые сети могут смело чуть приподнять розничные цены на все, кроме утюгов и стиральных машин, которые пока еще не показывают видеоклипы. А организация протестной кампании — не что иное, как подготовка покупателей к обоснованности повышения цен. Мол, мы же говорили: будут отчислять 1% исполнительских гонораров — и цены вырастут. Оправдания при этом могут быть любыми — от увеличения нагрузки на бухгалтерию (при том, что введение гонорарных выплат автоматически пропишется во всех бухгалтерских программах) до компенсации перерасхода бумаги и принтерных чернил.
В неофициальных беседах с юристами РСП представители крупных корпораций не раз говорили, что в принципе готовы к оплате гонораров. Но деньги российским авторам и исполнителям пойдут не раньше, чем закончится череда судебных тяжб, которую уже много лет Российский союз правообладателей ведет с двумя некоммерческими партнерствами — Российским обществом по смежным правам (РОСП) и Российским обществом по управлению правами исполнителей (РОУПИ). Обеими этими организациями управляет один и тот же человек. Однако судебные иски подают самые разные граждане, иначе говоря — подставные лица. Причем эти иски по странному стечению обстоятельств рассматривают небольшие районные суды наиболее проблемных регионов на юге страны — например, Дагестана и Калмыкии.
Защитники дагестанского шансона
В марте 2012 года Акушинский районный суд республики Дагестан рассмотрел иск некоего Магомедрасула Курбанмагомедова (шансонье районного масштаба из горного села Танды) к Министерству юстиции России и Российскому союзу правообладателей. Певец требовал признать незаконной регистрацию РСП в Минюсте и передать права на распределение авторских и исполнительских гонораров РОСП. Председатель Акушинского райсуда Мурад Исмаилов не только в нарушение всех законов принял дело к производству, но и вынес беспрецедентный вердикт о незаконности регистрации РСП.
Такой оборот казалось бы курьезного дела не только заставил руководителей РСП обратиться с заявлениями в Верховный Суд РФ, Минюст и Генпрокуратуру, но и вызвал скандал в видавшем всякое судебном сообществе Дагестана. Выяснилось, к примеру, что представители РСП даже не были извещены о дате судебного заседания в селе Акуши. Юристам РСП было известно лишь то, что интересы истца представляет сотрудник РОСП Азамат Шапиев.
” С 2010 года по настоящее время организация РОСП самостоятельно или через подконтрольных лиц обращается в суды различных уровней с целью отменить государственную аккредитацию Российского союза правообладателей, лишить тысячи российских правообладателей законного права на получение вознаграждения и дестабилизировать систему защиты авторских и смежных прав в России. Важно отметить, что учреждение Российского Союза Правообладателей проводилось в строгом соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц» и Законом «Об общественных объединениях», а все члены РСП являются правообладателями«, — сообщила РИА «Новости» советник РСП по правовым вопросам Вера Чумаченко. Мнения противоположной стороны выяснить так и не удалось. Певец Курбанмагомедов и сотрудники РОСП явно избегают контактов с общественностью.
Председатель республиканского Верховного суда Руслан Мирзаев оценил работу своего подчиненного как «крайне недобросовестную, небрежную, с грубыми нарушениями фундаментальных основ гражданского судопроизводства, с нарушением конституционных норм участников процесса…». К самому судье Исмаилову Мирзаев обратился лично на состоявшемся недавно ежегодном республиканском совещании судей:
— Ну что, судья, я вас поздравляю с этой принципиальной позицией, в кавычках… Мною уже передано представление в квалификационную коллегию судей о досрочном прекращении полномочий судьи Исмаилова, и теперь мы посмотрим, насколько принципиальной останется позиция этого судьи…
В результате РОСП удалось выиграть процесс лишь в первой инстанции — по закону рассматривать подобные дела может лишь арбитражный суд по месту регистрации ответчика, то есть в Москве. Ранее столичный Арбитражный апелляционный суд № 9 оставил без изменения решение Росохранкультуры об аккредитации РСП, а Высший арбитражный суд и вовсе отказался пересматривать дело.
— То, что происходит с нашей организацией, можно сравнить с попыткой рейдерского захвата, — сообщил гендиректор РСП Сергей Федотов. — Для ряда лиц, в том числе и с криминальным прошлым, те средства, которые мы собираем, кажутся очень интересными, и они хотели бы получить над ними контроль.
— При поступлении документов из Дагестана в Минкульт мы примем все законные меры, чтобы оспорить решение. И по процедуре и по сути решение дагестанского суда вряд ли имеет перспективы. И мы все вместе должны выяснить — как и в каких условиях это решение суда принималось, — сообщил в эфире Рен-ТВ замминистра культуры РФ Григорий Ивлев.
В российских ведомствах уже всерьез обеспокоены тем фактом, что к распределению авторских гонораров может быть допущен не самый надежный человек — а именно, Ахмед Тагибов, контролирующий НП РОСП и РОУПИ.
«Московский пленник»
«Я, замначальника УБОП по Республике Дагестан подполковник милиции Кулиев А.А., принял 22 марта 2000 года от депутата Народного собрания РД Тагибова Ш.Б. военнослужащего Минобороны России, рядового в/ч 3642 Горбунова Юрия Анатольевича, 1980 г. р., проживающего по адресу: Московская область, Талдомский район…, освобожденного Тагибовым Ш.Б. из чеченского плена, куда Горбунов попал во время боевых действий в Новолаевском районе РД в сентябре 1999 года, для обмена на своего брата Тагибова Ахмеда Багаудиновича, находящегося под следствием в ГСУ ГУВД г. Москвы…»
Этот своеобразный акт приемки был опубликован рядом российских СМИ еще в 2004 году — когда Ахмед Тагибов уже вовсю занимался «защитой» авторских прав в интересах этнических преступных группировок. В 1999 году он находился под стражей по обвинению в вымогательстве, а затем при помощи своего брата Шамиля — депутата Дагестанского парламента, и известного постановления Госдумы от 13.12.1999, был обменен на пятерых российских солдат (двух рядовых, двух сержантов и матроса), находившихся в плену у чеченских боевиков, и амнистирован. Выйдя на волю, Тагибов приступил к активной деятельности по «продвижению» созданного и возглавленного им НП РОСП — как говорилось в уставе организации — «в целях обеспечения имущественных прав авторов аудиовизуальных произведений, исполнителей и изготовителей фонограмм». При этом никого особо не удивило, что новоиспеченный защитник авторских и смежных прав — человек с ярким криминальным прошлым.
Заложники «авторской мафии»
Вскоре после начала рассмотрения дагестанским судьей Исмаиловым дела Курбанмагомедов против РСП многие учредители союза правообладателей из числа членов региональных подразделений РСП стали получать анонимные сообщения и звонки от неизвестных. Кому-то просто предлагали деньги, кого-то шантажировали здоровьем близких, кому-то угрожали прямой расправой. Стоит отметить, что артисты (в большинстве своем — небогатые люди преклонного возраста) не позарились на взятки и не испугались.
При этом стало известно, что судья Исмаилов для рассмотрения иска получил из Минюста копию регистрационного дела РСП. В нем содержались личные данные всех учредителей РСП на момент регистрации, в том числе персональная информация членов региональных отделений РСП по областям страны.
В марте в РСП начали поступать многочисленные нотариально заверенные обращения учредителей РСП. В обращениях артисты описывали весь нехитрый рэкетирский арсенал бандитов. К примеру, учредитель одного из региональных отделений РСП 21 марта 2012 года описал происходящее так: «С недавнего времени в мой адрес начали поступать звонки от неизвестных с предложением за денежное вознаграждение поставить подпись в документе, смысл которого сводится к тому, что я не вступал в члены РСП, не принимал участия в создании регионального отделения, не являюсь правообладателем, а также то, что подпись, стоящая в протоколе создания региональных отделений РСП, мне не принадлежит…»
Впрочем, так повезло далеко не всем заложникам. Вот что пишет в заявлении от 23 марта 2012 г. учредитель одного из региональных подразделений РСП Василий Самойлов (фамилия изменена из соображений безопасности. — Прим.ред.): «21 марта ко мне явились неизвестные мужчины и начали мне угрожать, уверяя, что в отношении меня возбуждено уголовное дело о том, что я не являюсь членом РСП, и чтобы его прекратить, мне надо подписать ряд документов. На мой ответ, что я не хочу ничего подписывать, мужчины пригрозили физической расправой в отношении меня и моих родных. Затем один мужчина остался у меня дома, заявив, что подождет здесь. А второй заставил меня поехать к нотариусу и удостоверить какие-то документы…В отношении меня как члена РСП и правообладателя были совершены насильственные действия…».
Похоже, никто не ожидал активного сопротивления со стороны вроде бы тихих людей искусства и интеллигентных пенсионеров.
Но, так или иначе, сегодня российские авторы и исполнители, а значит, и экономика страны недополучают ежегодно сотни миллионов долларов с транснациональных корпораций — и в этом виноваты не только рейдеры. Об этом очень метко высказался человек, занимающий одну из самых опасных должностей в Дагестане — председатель Верховного суда республики Руслан Мирзаев: «Если мы сами себя уважать не будем, то не будет к нам никакого уважения и со стороны. А уважение к себе проявляется, прежде всего, в том, что в нас должна быть наша профессиональная гордость, чтобы мы не подставлялись и не становились разменной монетой в руках различных авантюристов…»