Ещё в середине XIX века грузинский или лезгинский юноша лучшими подарком невесте на свадьбу считал отрубленные руки человека из соседнего племени. А аулы на Кавказе тогда устраивали соревнования: кто больше прибьёт отрубленных рук на церковь или мечеть. Эти наблюдения принадлежат перу французского писателя Дюма, совершившего этнографическую поездку на Кавказ.
Александр Дюма опубликовал свои записки об участии в этнографической экспедиции на Кавказ сразу после возвращения оттуда во Францию – весной 1859 года. В 1860-61 годах эти записки были переведены в России – но лишь частично, отцензурировав самые неприятные для царского режима эпизоды. С тех пор в России этот дневник Дюма о посещении на Кавказе вообще не публиковался (даже в порезанном варианте). Лишь спустя 150 лет полный их вариант публикуется сейчас в стотомнике Дюма. В сентябрьском номере журнала «Вокруг света» публикуется часть нового перевода Дюма (на сайте журнала этот текст появится в ноябре).
«Полковник Карганов принял на себя командование экспедицией и, продолжая её, взял приступом Дидо (лезгинское селение) и стёр его с лица земли. Все жители селения, около тысячи человек, были приведены к покорности.
На четвёртом рисунке (в альбоме адъютанта князя Дондукова) были изображены лезгинские ворота, украшенные отрубленными руками; руки были прибиты гвоздями, подобно тому, как к воротам наших ферм пригвождают лапы волков (чтобы отпугивать других волков). Отрубленные руки долго не подвергаются разложению и остаются, так сказать, живыми на вид благодаря какому-то составу, в котором их предварительно варят. Эти ворота в Дидо были украшены пятнадцатью руками. Другие лезгины, более благочестивые, прибивают их к стенам мечетей. В мечети Дидо было около 200 рук.
Впрочем, такой христианский народ как тушины, смертельные враги лезгин и вообще всех магометан, оказывающие огромные услуги русским в их военных экспедициях, имеют, при всех своих христианских добродетелях, тот же самый обычай: сколько врагов захватывают тушины, столько они и отрубают рук.
Во время одного похода у одного из тушин (по имени Шете) от ран скончался его сын. Когда сын умер, отец взял труп, раздел его и положил на стол.
Затем он сделал 75 зарубок на стене, после чего разрубил тело сына на 75 частей – по числу родственников и друзей, способных носить оружие.
- Что ты делаешь? – спросил полковник, увидев его за этой жуткой работой.
- Я хочу отомстить за Григория, – отвечал он, – и через месяц мне достанется столько же лезгинских рук, сколько я разошлю кусков его тела.
И действительно, он получил от своих родственников и друзей 75 рук, к которым он добавил ещё 15, добытых им самим. В общей сложности это составило 90 рук. Григорий был отомщён.
Некий тушин полюбил девушку из селения Тиармет и посватался к ней.
- Сколько лезгинских рук ты можешь принести мне в приданое? – спросила его девушка.
Молодой тушин удалился пристыженный: он ещё ни разу не сражался. Придя к Шете, он рассказал ему о своей беде.
- Спроси сначала у той, которую ты полюбил, сколько она хочет рук, – сказал ему Шете.
- По крайней мере три, – заявила девушка.
Тушин передал её ответ Шете.
- Иди со мной в ближайший поход, – предложил ему Шете.
Они отправились в поход и через две недели вернулись с дюжиной рук: Шете отрубил семь, а влюблённый – пять. Парень принёс на две руки больше, чем у него просили, а потому свадьба праздновалась с большой пышностью.
Среди рук, добытых Шете, была одна детская.
Какими же кровожадными зверями бывают подобные люди!»
Сегодня обычай отрубать руки у людей остались в самых диких уголках мира. Так, в Иране отсекают руку за воровство. А в Сомали иногда кроме рук отрубают и ноги. К примеру, в 2009 году в Сомали исламский суд города Кисмайо приговорил трёх воров, уличенных в краже из грузовой автомашины, к отрубанию рук и ног. Двум преступникам отрубили по руке и ноге, а третьему, рука которого была уже искалечена, только ногу. Приговор приводился в исполнение тесаками-мачете, публично, на городской площади при большом скоплении народа.
Впрочем, чеченские сепаратисты уверяли, что обычай отрубать руки людям практикуется теперь солдатами российской армии. Это указывается в бесчисленных жалобах чеченцев в правозащитные организации и исках в Европейский суд по правам человека. Вот пара типичных образцов такой жалобы:
«А)Когда я сказала, что никого не знаю, тогда они принесли топор и стали отрубать руки и уши у тел, чтобы посмотреть на мою реакцию. Потом они отвели меня в пустое строение, заброшенное стойло. Они сказали, что у меня мозолистые руки, потому что я носила оружие, сказали, что я участвовала в боях. Я сказала им, что работаю только в своем огороде. Они заставили меня положить руки на стол и били дубинкой по пальцам.
Б) Там был Алхазур, 25-ти лет, из семьи моего мужа и Шейк Ахмед, 27 лет, наш сосед. [Это был тот самый Шейк Ахмед, которому солдаты отрубили пальцы и уши в ремонтной мастерской]. Когда растаял снег, мы нашли 5 частично обожженных тел. Видимо их пытали. У них были отрезаны уши и другие части тела. Среди этих тел мы смогли опознать тело моего племянника Идриса».
Впрочем, одичание и возвращение к родо-племенным порядкам теперь свойственно и российской политике на самых верхах в Москве. Можно привести пример, как отрубили пальцы сыну лидера партии «Яблоко» Григория Явлинского, он сам в одном интервью вспоминает об этом:
«— Один олигарх по большому секрету сказал мне, что вашему с детства игравшему на фортепиано сыну отрубили якобы пальцы, — это правда?
- (Пауза). К сожалению, да.
— Бога ради, извините — я спросил, полагал, что это вымысел…
— Нет, это лишь один из эпизодов, когда на меня пытались давить. Ну что тут еще обсуждать? Время было такое…
— Простите, я вам задам вопрос, на который можете не отвечать. Вашего сына похитили или..? Как это вообще произошло?
— Не надо об этом — скажу только, что это случилось днем в общежитии МГУ. Он закончил университет, ему было 23 года… Ну, вот и все!
— Вы знали, кто это сделал?
— Кто конкретно, не знал, но примерно понимал, что это за силы и с какой стороны можно такой подлости ожидать.
— Обоих сыновей вы отправили после этого в Лондон?
— Да.
— Они до сих пор там?
— Да».
Вполне возможно, что какой-то представитель «политической силы» той поры до сих пор держит прибитыми на видном месте в своём обиталище эти пальцы.