Геополитика: У Румынии есть опасения, что США могут “сдать” ее России. Румыния – Россия: “После нескольких лет “разведочных” переговоров Россия и Румыния, похоже, всё же договорились о румынском маршруте “Южного потока”. Экономический кризис: “Каждый румын заплатит за решение Конституционного суда, которое отложило на неопределённое время переговоры с МВФ”. Политический кризис: “В настоящий момент смена власти принесёт Румынии одни неприятности”. “История румын”: 70 лет назад Москва “территориально изнасиловала” прекрасное тело Румынии.
Геополитика: У Румынии есть опасения, что США могут “сдать” ее России
Одной из постоянных навязчивых тем в Румынии является Россия, пишет Romania libera. Румыны не очень хорошо восприняли новости о “перезагрузке” отношений администрации Обамы с Москвой, поскольку, есть опасение, что США могут “сдать” этот регион. В то же время, по словам посла США в Румынии Марка Гитенштейна, “перезагрузка” отношений с Россией возможна и без ущерба прочным связям США со странами Восточной Европы. “Этим мы занимались последние 8-9 месяцев, и думаю, что мы проделали хорошую работу. Мы подписали с русскими договор START, мы добиваемся прогресса в вопросе по Ирану, много работаем по проблемам, связанным с терроризмом. В то же время, мы продолжаем строить прочные отношения с Румынией, в том числе, в рамках программы противоракетной обороны и в Афганистане. Думаю, мы можем делать два дела одновременно. В этом смысле я не проявляю беспокойства, и не думаю, что американское правительство это беспокоит”, – отметил американский дипломат.
Недавно один из российских генералов поднял вопрос о возможности размещения Россией своих ракет в Румынии или Болгарии в рамках американо-российского сотрудничества в сфере противоракетной обороны, продолжает Romania libera. Если представить такую вероятность, то румыны окажутся в ироничной ситуации, когда наше сотрудничество с США послужит возвращению на румынскую территорию российских войск. “Я думаю, вполне возможно иметь противоракетную оборону с вовлечением в это русских, – отмечает посол США в Румынии. – Попытаемся найти способы совместной работы с ними. Главное, что русские должны признать, это то, что противоракетная оборона мало что имеет общего с ними. Система ПРО необходима из-за другой угрозы. Думаю, русские это понимают, а способы, как они могут нам помочь, связаны, скорее всего, с технологиями и другими связанными с этим вещами. По текущему плану мы должны установить на территории Румынии ракеты Aegis Ashore. Это единственный вариант, о котором сегодня идет речь”.
Отвечая на вопрос Romania libera о том, почему система противоракетного щита настолько важна, и насколько она достижима, Гитенштейн отметил: “Это очень важный проект, поскольку мы провели очень тщательную оценку угроз, с которыми сталкивается этот регион. Этой информацией мы длимся с русскими, и я пришёл к выводу, что это лучший способ справляться с этими угрозами. Для Румынии это возможность играть более важную роль в рамках НАТО в деле защиты от этих угроз не только себя и США, но и всех своих соседей”.
По мнению американского дипломата, коррупция является одним из факторов, которые сильно влияют на американские инвестиции в Румынии. “Американские компании подчиняются специальному закону США, запрещающему дачу взяток зарубежным чиновникам (Foreign Corrupt Practice Act), поэтому они не могут участвовать в такой деятельности. Если они попытаются нарушить закон, я обязан сообщить об этом в Вашингтон. Американские бизнесмены в курсе этого. Во-первых, для них это нарушение конкуренции. Во-вторых, капитализм очень гибок, и, в случае чего, инвестиции могут быть вложены в другом месте. Можете пойти в Словению или Болгарию, так же, как и в Германию или Румынию. Инвесторы выбирают ту страну, где им предоставляют максимальную прозрачность и предсказуемость в отношении верховенства закона, а также, где есть компетентные чиновники. Коррупция же препятствует их существованию. Так что Румынии нерешение этих проблем просто невыгодно”.
Если американские инвесторы не приходят, то есть неплохие шансы для русских или китайцев, которые не такие щепетильные, отмечает Romania libera. “Это правда, – отвечает Гитенштейн. – Но это не менее опасно, в том числе и для них, поскольку всё может измениться. Если процесс непрозрачен, а люди, находящиеся у власти, вместо подчинения закону, подчиняют его себе, то каждый из чиновников может быть в любой момент заменён, а инвестор выброшен через дверь. Так что, повторю, это не лучший способ ведения бизнеса”.
Совет Организации объединенных наций по правам человека требует расследовать ситуацию вокруг тайных тюрем Центрального разведывательного управления США в Румынии, пишет Ziare.com. В представленном советом отчете указывается, что подозрения в отношении нахождения секретных тюрем ЦРУ на территории Румынии не опровергнуты и должно быть проведено прозрачное расследование. Специальный следователь ООН по пыткам Манфред Новак сказал на презентации, что события 11 сентября важны тем, что в мире начали появляться подобные секретные тюрьмы, а также внедряться практика незаконных задержаний лиц, подозреваемых в терроризме. Кроме Румынии Совет ООН намерен потребовать провести расследование в Таиланде, Польше и Литве.
Румыния – Россия: “После нескольких лет “разведочных” переговоров Россия и Румыния, похоже, всё же договорились о румынском маршруте “Южного потока”
Румыно-российские отношения принято изображать преимущественно в негативных тонах, пишет Inforusia. Но попробуем взглянуть и на вторую, положительную сторону вопроса. Потому что она тоже существует (хоть она и действительно меньше). Приведём несколько недавних показательных примеров: 1. новый подход в деле создания системы противоракетной обороны в Европе. 2. перспектива присоединения Румынии к “Южному потоку”.
1. Отношения между Бухарестом и Москвой, и без того прохладные, испортились ещё больше после румыно-американского решения о размещении на территории Румынии элементов системы ПРО США, продолжает Inforusia. Москва истолковала этот акт как недружественный, даже как угрозу России. Коэффициент недоверия между нашими странами вырос. Однако впоследствии идея общих подходов в создании европейского противоракетного щита начала становиться всё более популярной и в США, и в НАТО, и в России. Несколько недавних политико-дипломатических событий, в частности, визит президента Медведева в Вашингтон, могут привести к достижению консенсуса по этому вопросу, что позволит снизить в отношениях Бухареста с Москвой превышенную дозу недоверия и раздражения.
Министр иностранных дел Румынии недавно подтвердил, что в определённом будущем Траян Бэсеску совершит, наконец, официальный визит в Москву, пишет Inforusia. Это несмотря даже на то, что недавно румынский лидер негативно высказался о предложенном Дмитрием Медведевым проекте европейской безопасности. Визит президента Бэсеску в Вашингтон перед поездкой в Россию может придать ещё больший потенциал переговорам Бухареста с Москвой. С умеренным, но возросшим в последнее время оптимизмом можно ожидать благоприятного развития наших отношений с Россией.
2. После нескольких лет “разведочных” переговоров, Россия и Румыния, похоже, всё же договорились о румынском маршруте “Южного потока”, пишет Inforusia. В энергетическом диалоге с Россией наша страна имеет свои сильные стороны, поэтому, предположение, что наш зигзаг к “Южному потоку” носит конъюнктурный характер, связанный с новой позицией Болгарии, не совсем обосновано. Участие Румынии в “Южном потоке”, как и в других энергетических (в том числе) румыно-российских проектах, вовсе не означает автоматический рост экономической зависимости от России. Участие в таких проектах принесёт нам очевидные выгоды.
Третий пункт в аргументации в пользу улучшения румыно-российских отношений, которым должен быть новый политический курс в Молдавии, пока не может быть развит, продолжает Inforusia. В этом вопросе пока всё слишком неопределённо и непредсказуемо. Нельзя наверняка сказать, как будут вести себя США, Украина и ОБСЕ. Европейский союз принял прискорбное решение отозвать в ближайшем будущем из Кишинёва своё Специальное представительство по проблеме приднестровского конфликта. С другой стороны, в рамках начавшего свою деятельность российско-германского комитета по общеевропейским вопросам безопасности, Берлин призвал Москву вывести свои войска из Приднестровья. Осталось увидеть, какой будет реакция России на новые раздражители Кишинёва. Наконец, осталось узнать, кто будет делать будущую политику в Молдавии. К концу текущего года многое должно проясниться. В целом же, относительно ансамбля румыно-российских отношений, проявление умеренного оптимизма – это все-таки не просто фантазия, подводит итог издание.
Экономический кризис: “Каждый румын заплатит за решение Конституционного суда, которое отложило на неопределённое время переговоры с МВФ”
После того, как Конституционный суд Румынии признал антиконституционными несколько статей из двух законопроектов правительства, реализация исполнительной властью антикризисных мер оказалась под вопросом, пишет Mediafax. Законопроектам предстоит вернуться в парламент для приведения в соответствие с Основным законом. Для этого необходимо созвать внеочередную объединённую сессию Сената и Палаты депутатов парламента, на что, по румынской конституции, имеют полномочия президент, Постоянное бюро каждой из палат парламента, а также треть депутатов или сенаторов. Процедура рассмотрения законопроектов в парламенте может затянуться на месяцы и до тех пор президент не сможет их провозгласить. Не имея возможности осуществить запланированные меры по сокращению государственных расходов и снижению бюджетного дефицита, правительство вынуждено искать другие решения.
Приняв постановление Конституционного суда, признавшего незаконным решение о сокращении пенсий, правительство собралось 26 июня на внеочередное заседание для принятия одного единственного решения, пишет HotNews. По его итогам премьер-министр Эмиль Бок официально объявил о повышении с 1 июля НДС с 19 до 24%. Бок напомнил, что изначально, для удержания бюджетного дефицита в заданных МВФ рамках в 6,8% правительство предложило сокращение зарплат государственным служащим на 25% и пенсий на 15%. Это, по его словам, было наилучшим экономическим решением, исходя из существующей в стране ситуации.
Поскольку решение КС является окончательным, правительство вступило в переговоры с партнёрами из МВФ и Европейской комиссии для обсуждения альтернативного плана мер, продолжает HotNews. В итоге, было принято решение о повышении НДС на 5 пунктов. Таким образом, договор правительства с МВФ будет выполнен и в последних числах июня Фонд должен будет принять решение по вопросу о выделении очередного транша.
Этим была решена лишь часть проблемы – удержание бюджетного дефицита и поддержание доверия к Румынии на международных рынках, пишет HotNews. Однако, по словам Бока, правительство должно пойти дальше и продолжить реформу государственного сектора, борьбу с налоговыми преступлениями и усилия по привлечению европейских фондов. Глава правительства подчеркнул, что после вердикта КС, повышение НДС было единственным оставшимся решением.
Решение Конституционного суда от 25 июня, по большому счёту, абсолютно никого не спасёт, пишет Gandul. Напротив. Пенсионеры, которые сейчас радуются исчезнувшей угрозе снижения пенсий, по-прежнему ощущают снижение покупательной способности. Повышение НДС приведёт к росту инфляции, которая, в свою очередь, тихо и мирно сделает ровно то, чего силой добивалось государство. По оценкам экспертов Нацбанка, повышение НДС до 24% приведёт к росту инфляции до 15%, – на 10 пунктов выше весенних прогнозов. Таким образом, пенсии сократят не на 15%, как того добивалось правительство, а на 10% (если оценивать покупательную способность) – по причине инфляции. Более того, учитывая замедленное реагирование государства на кризис, нельзя исключать, что некоторое время пенсионеры вообще ничего не получат, поскольку, у государства банально может не оказаться денег. 85% от чего-то всегда лучше, чем 100% от ничего. Так или иначе, но каждый румын заплатит за это решение суда, которое отложило на неопределённое время переговоры с МВФ.
Румыния сегодня нуждается не в деньгах, ведь резервы Нацбанка находятся на рекордном уровне, продолжает Gandul. Не средства, а кредит доверия нужен нашему государству. Без этого доверия национальная валюта падает, а проценты по государственным кредитам, как внутренним, так и внешним, достигают таких порогов, которые Румыния позволить не может. Меры, которые предложило правительство Бока, – сокращение зарплат на 25% и пенсий на 15%, выглядят глупо, поскольку это в определённый момент можно было предотвратить. Государству достаточно было в предвыборном 2009 году не повышать пенсии и сократить 10% служащих бюджетного сектора. Нынешние меры демонстрируют бессилие властей добиться снижения расходов и обеспечить рост доходов. И тем не менее, эти меры, эта демонстрация бессилия руководства и, в целом, государства перед лицом экономического хаоса, в котором оказалась Румыния, была единственной возможностью защитить от проблем с бюджетным дефицитом сферу предпринимательства.
Практически наверняка сегодня можно говорить о скором увеличении налогов, пишет Gandul. Как отреагирует на это бизнес-среда предстоит увидеть. Если предприниматели не смогут проглотить горькую пилюлю повышения НДС, они вынуждены будут увольнять своих сотрудников. Меньшее число служащих означает сокращение поступлений в бюджет, и, в итоге, меньше денег для пенсионных выплат. Решение Конституционного суда действительно никому не помогло. Конечный счёт, который всем придётся заплатить, в десятки раз превышает “отстоянные” в суде пенсии. Какими бы плохими ни были антикризисные меры, всегда есть кое-что похуже: полное их отсутствие.
Политический кризис: “В настоящий момент смена власти принесёт Румынии одни неприятности”
Падёт ли правительство либерал-демократов? – задается вопросом Ziare.com. Многие этого хотели бы и с удовлетворением отмечают признаки, что правительству Бока осталось недолго. Однако, правда в том, что, нравится оно нам или нет, но Либерально-демократическая партия (ЛДП) должна остаться ещё на некоторое время. Хорошие они или плохие, но альтернативы этой пропрезидентской партии сегодня не существует. Если и существует, то нежизнеспособная. Как создание нового правительства, так и досрочные выборы в данный момент будут слишком болезненны для страны.
Повторим, нельзя исключать отставки правительства, как и формирования новой коалиции, состоящей из сегодняшней оппозиции и некоторых потенциальных “предателей” из сегодняшнего руководства, продолжает Ziare.com. Также – через предательство – формировалась и сегодняшняя власть. Будет ли позитивным повторение такого сценария и в этом году?
Во-первых, признаемся, что новую коалицию сформировать будет намного труднее, пишет Ziare.com. Потребуется новая серия предательств со стороны Демократического союза венгров и Национального союза за прогресс Румынии – бывшей группы независимых. Предположим, что оппозиция с ними договорится. Что это даст стране? Несколько месяцев переговоров, деления пирога и хаоса до тех пор, пока не будут назначены все государственные секретари, директора и другие служащие аппарата правительства. Это помимо самих изменений в руководстве. К тому же потребуется “примирение” двух совершенно разных философий управления, – “правой” Национал-либеральной партии (НЛП) и “левой” Социал-демократической (СДП). Например, одни выступают за единую ставку налогообложения, другие являются противниками этого. Ещё политические лидеры захотят удовлетворить своё эго, так изголодавшееся за оппозиционный период. Легче сказать, чем сделать.
Но даже пройдя всё это, что такого может сделать новое правительство оппозиции? – задается вопросом Ziare.com. В чём заключаются их “серебряные пули” для борьбы с кризисом? Не стоит полагать, что, будь они сегодня на месте правительства, они смогли бы избежать введения таких же жестких мер. Они бы вынуждены были поступить так же, как сегодняшняя власть. Где бы ещё они достали средства для бюджета? Или кто-то верит, что у оппозиционных партий есть особенные специалисты и управляющие? Было бы так, они бы имели возможность себя проявить во время прошлого правительства.
Рассмотрим вариант досрочных выборов, продолжает Ziare.com. Такая перспектива, во-первых, труднореализуема, во-вторых, несёт крайне болезненные последствия. Даже катастрофические. Даже не из-за предполагаемых затрат, которые тоже будут ощутимы в кризисный год. Главное, что это неизбежно приведёт к блокированию деятельности правительства и парламента на несколько месяцев.
Как бы то ни было, трудно поверить, что НЛП и СДП действительно хотят войти в правительство в этот сложный период, пишет Ziare.com. Взяв в руки управление, они рискуют так же как либерал-демократы потерять свою популярность. Не верится, что национал-либералы и социал-демократы готовы рисковать своими креслами. Вывод может быть только один. В настоящий момент смена власти принесёт Румынии одни неприятности. Помимо тех, что у неё уже есть, подводит итог издание.
А между тем румынская оппозиция берет курс на проведение осенью 2010 года досрочных парламентских выборов, пишет Mediafax. Как заявил председатель Национального совета Социал-демократической партии Адриан Нэстасе, после отставки правительства Эмиля Бока осенью необходимо сформировать технический кабинет, который подготовит страну к досрочным выборам. Нэстасе добавил, что социал-демократы рассчитывают на значительную поддержку населения, недовольного антикризисными мерами правительства, сопряженными с сокращением социальных выплат, в том числе зарплат и пенсий. Социал-демократы заявляют, что досрочные выборы должны состояться демократично и транспарентно и без управления из администрации президента.
Параллельно в парламенте Румынии началась подготовка к новому вотуму недоверия правительству, пишет Mediafax. Как заявил лидер все той же Социал-демократической партии Виктор Понта, как только оппозиция получит заверения 236 депутатов, готовых голосовать за отставку правительства демократ-либерала Эмиля Бока, то немедленно будет подан соответствующий законопроект. “Что я хочу предложить на заседании Постоянного бюро партии, так это другой тип вотума недоверия, народного, если можно так сказать. Мы составим очень короткий текст, который подпишут депутаты от СДП. После этого мы передадим его парламентским группа, в первую очередь Национал-либеральной партии, а также Демократическому союзу венгров, Либерально-демократической партии, Национальному союзу за прогресс Румынии и независимым депутатам и, надеюсь, наберем 236 голосов”, – сказал Понта, добавив, что если это не удастся, то формирование начнет сбор подписей простых граждан за отставку правительства. Лидер социал-демократов добавил, что в пропрезидентской Либерально-демократической партии начался процесс самоуничтожения, а правящий альянс будет сломлен под нажимом общественности, недовольной применяемыми мерами по сокращению государственных расходов.
“История румын”: 70 лет назад Москва “территориально изнасиловала” прекрасное тело Румынии
В июне 1940 года Румынию впервые в её истории настигла красная чума, пишет Jurnalul National. СССР под руководством Иосифа Виссарионовича Сталина в ультимативной форме под угрозой применения оружия потребовал передать десятки тысяч квадратных километров территории. 27 июня 1940 г. королевский совет проголосовал за уступку Бессарабии, Северной Буковины и области Херца. Ультиматум, подписанный Вячеславом Молотовым, предписывал Румынии в течение 48 часов освободить указанные территории. В этот самый несчастный в современной истории румынского государства год миллионы румын оказались брошенными. Дикари из российских степей вторглись в этот регион, сея смерть и террор, – то, что у них веками получалось лучше всего.
Многочисленные свидетельства происходившего тогда геноцида румынского народа потрясают, продолжает Jurnalul National. Паника румынского населения, которое со слезами горя и отчаяния обрекалось на блуждания. Сотни и тысячи семей, как скот в переполненных вагонах отправлялись поездами из Бессарабии в Галаць, Ватру Дорней и Яссы. Забирали с собой что могли и покидали свои родные дома. Люди в уезжающих поездах видели, как на горизонте горят первые подожженные советскими оккупантами здания. Не случайно это были старые храмы и исторические памятники.
Шокирующие картины территориального изнасилования, совершённого Москвой, происходили параллельно с драматичными событиями в Бухаресте, пишет Jurnalul National. Члены правительства и Совета Короны под правлением Кароля II посчитали, что голосование за уступку территорий позволит избежать тяжёлого военного столкновения, которое может привести к вторжению советских воск на всю территорию Румынии. Принимая болезненное разделение с Бессарабией, Северной Буковиной и областью Херца, политики королевского режима следовали рекомендациям Гитлера, который, в свою очередь, желая получить контроль над нефтяными запасами в долине Прахова (уезд Прахова, в русской литературе его нефтяные промыслы принято связывать с именем центра уезда – городом Плоешти. – ИА REGNUM Новости), навязал эту жертву Румынии. Оказавшись между молотом и наковальней ещё с момента заключения в 1939 году Пакта Молотова-Риббентропа, Румыния была во всём лояльна нацистской Германии. Гитлер и Сталин договаривались тогда через наши головы, стараясь извлечь по максимуму свои выгоды.
Тогда, в июне 1940-го, многие румыны призывали с оружием в руках бороться против тех, кто украл наши национальные территории, продолжает Jurnalul National. Это был бы пример героизма румынского народа – не уступать ни пяди своей земли. СССР был очевидно превосходящим, как по размерам, так и в военной силе. Долго противостоять мы бы не смогли, а человеческие и военные потери были бы неисчислимы. Не меньше подобных упрёков звучит и сегодня. Советские должны были получить урок румынского сопротивления. Это проклятие отсутствовавшей тогда реакции и достоинства, проклятие поведения народа, находившегося на краю империи и униженно принявшего решение Высших сторон, постоянно нас преследует.
Помимо этого решения королевского режима, в тот же год последовали ещё две трагедии для Румынии: потеря Северной Трансильвании и Южной Добруджи, пишет Jurnalul National. Гитлер поощрил территориальные претензии к Румынии со стороны Венгрии и Болгарии. Венский арбитраж и Крайовское соглашение покалечили Румынию и надсмеялись над нашим превосходным наследием Великой Румынии 1918 года. В том же году Кароль II, осознавая несчастья, которые принесло Румынии его правление, отрекается от престола.
Будучи союзником Гитлера, маршал Антонеску берёт власть в свои руки и отдаёт знаменитый приказ: “Солдаты, приказываю перейти Прут! Уничтожайте врага с рассвета и до заката! Освободите от красного ярма большевизма наших захваченных братьев!” Когда война закончилась, Антонеску и его немецкие союзники были объявлены военными преступниками. А победители, в том числе и Сталин, решили оставить Бессарабию под советской оккупацией. Сегодня мы отмечаем 70-летнюю годовщину того, как прекрасное тело Румынии (которая сегодня входит в НАТО и ЕС, и заседает в Брюсселе за одним столом с союзниками) лишилась своей правой руки. Доколе? – задается вопросом Jurnalul National.
Справка: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах (т.е. без Приднестровья), а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Киевской Руси, в XII-XIII вв. – Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы княжеству Молдова, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году княжества Молдова и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия “румыны”, “румынский народ” и “румынский язык”, созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существовала на кириллице с момента своего появления в XVI веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате объединения которой с МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.