В последние месяцы ушедшего года Кремль определился, наконец, с основным направлением своей политики на Северном Кавказе.
Речь идет о начале окончательной предолимпийской зачистки.
Основные ее элементы таковы:
По отношению к местным властным элитам используется метод кнута и пряника – кого-то зачищают, остальных заливают деньгами. Сюда же относится и намечающаяся ликвидация национальных республик, и реанимация казачества как силовой опоры Москвы. Конечна цель – максимальный контроль, «чтобы никто не смог рыпнуться».
Что касается «ваххабитов», то, отчаявшись уничтожить их, Кремль решил с ними как-то договориться, дав и им немного «места под солнцем», точнее, места у финансовой кормушки. Ну а «недоговороспособных» среди них начнут отстреливать усиленными темпами.
13 декабря 2012 в правительство утвердило «Госпрограмму по развитию Северного Кавказа до 2025 года», предполагающая колоссальные вливания средств из Федерального центра. Объем финансирования госпрограммы составляет 2,5 триллиона рублей. Того, что останется после кремлевских откатов, хватит для «взятия под контроль путем привязки к кормушке», для создания управляемой верхушки – и «вахов», и местных чиновников, и «традиционного ислама».
Главной угрозой «миру и спокойствию» на Кавказе объявлен «черкесский вопрос», черкесское национальное движение. Тут Москва не пойдет ни на какие уступки, никакие требования черкесских независимых организаций выполнены не будут. Москва пришла к выводу, что большую часть международных и зарубежных черкесских организаций можно или финансово приручить, причем достаточно дешево, или взять под полный контроль, как это было проделано в свое время с МЧА (Международной черкесской ассоциацией). Ну а против светского черкесского национализма внутри РФ начнется политика жесткого прессинга и тотального отрицания.
Эту позицию очень четко озвучил Президент Абхазии Анкваб на прошедшем в 22-23 ноября в Сухуме Всемирном Абхазо-Абазинском конгрессе: черкесского вопроса не существует вообще, все разговоры о каком-то «черкесском вопросе» и каких-то требованиях черкесов – исключительно плоды враждебной деятельности вражеских врагов, гнездящихся за рубежом. В опубликованном пресс-службой Президента Абхазии тексте обращения к участникам конгресса от имени президента Анкваб черкесский вопрос назван «политической авантюрой, направленной на дестабилизацию обстановки на Кавказе», сказано, что «опасное занятие на тему «черкесского вопроса» может нам всем создать большие проблемы». (Примечательно, что, по словам участников Конгресса, в устном выступлении Анкваб этого пассажа не содержалось, он был добавлен пресс-службой лишь в опубликованный официальный текст).
При этом сама Абхазия, по планам Москвы, также должна быть максимально управляемой и зависимой от Кремля.
Слова Анкваба очень хорошо укладываются в эту линию. Ведь отношения с Северным Кавказом, в первую очередь с черкесами – вопрос национального выживания Абхазии. Они уже сыграли огромную роль в получении Абхазией независимости. Сегодня это – единственный внешний ресурс, на который Абхазия могла бы опереться. Но мы видим, что в последние годы абхазские власти делают все, чтобы отсечь себя от этого ресурса. Данное выступление Анкваба – просто последний из сделанных в этом направлении шагов, совсем недавно был отказ от строительства военно-сухумской дороги, и много чего еще. Жесткая позиция по отношению к примирительным заявлениям нового правительства Грузии – тоже «из этой серии», Москва хочет максимально ограничить возможность маневра для Сухума на внешнеполитическом поле. Независимое черкеесское движение, те организации и люди, которые как раз и продвигают «черкесский вопрос», могли бы стать для Абхазии связующим звеном с теми странами, где существует политически активная черкесская диаспора: Турция, Израиль, США, Западная Европа. Могли бы стать и независимым посредником в контактах с Грузией относительно урегулирования абхазо-грузинского конфликта, это урегулирование когда-то ведь должно произойти. Но именно такого урегулирования, как и самостоятельной роли Абхазии на международной арене, и не хочет допускать Кремль – независимость Абхазии должна быть «управляемой».
Черкесское национальное движение могло бы стать, как это уже было в начале 90-х, и ресурсом Абхазии в игре с Москвой, опорой внутри РФ для проведения независимой политики. Объявляя «чекркесский вопрос» не просто несуществующим, но и «вражеской провокацией», Анкваб закрывает для Абхазии возможность пользоваться этим ресурсом. И возможность оказывать давления на Кремль изнутри РФ, и возможность маневра на внешнеполитическом направлении.
Я не знаю, насколько Анкваб искренен. Абхазы – очень жёсткий народ, когда дело касается отстаивания своих национальных интересов. Они хорошо владеют искусством гнуться, но не ломаться. Возможно, в глубине души Анкваб и не разделяет эту позицию, просто надеется переиграть Москву, выждать время. Как минимум, часть абхазского общества точно не разделяет отношение к черкесскому вопросу, озвученное Президентом Абхазии.
Если это так, то абхазской правящей элите надо учесть, что Россия также является очень жёсткой страной, в ходе своего национального развития она благополучно переварила очень многие народы и государства, более многочисленные и сильные, чем Абхазия. В игре по «византийским» правилам Москве нет равных. Единственное поле, на котором можно переиграть Кремль – это гласная и открытая политика, с опорой не на закулисные игры элит, но на весь народ и четкое декларирование своих целей.
***
Межнациональные отношения на Северном Кавказе представляют собой запутанный клубок давних противоречий и переплетения взаимных интересов. Практически все национальные движения северо-кавказцев имеют сегодня различные претензии к Федеральному Центру. Но не менее сложны и конфликтны отношения кавказцев между собой. Здесь также имеется множество очагов «потенциальных возгораний».
Москва пытается не допустить этого, заливая регион деньгами, одновременно усиливая свое силовое присутствие. Но этот способ подобен тушению пожара бензином – колоссальные средства, вкладываемы в Кавказ, уходят в карманы северо-кавказской «элиты» – связанных с Кремлем чиновников и коррумпированных бизнесменов. Часть попадает и в руки исламского подполья, еще более значительные суммы возвращаются в виде откатов в тот же Федеральный Центр. До подавляющей части населения Кавказа из этих миллиардов не доходит ничего, при этом именно «простые кавказцы» и страдают от многочисленных «контртеррористических операций» . Всё это вызывает еще большее недовольство и социальное напряжение. Выплескивающееся, в свою очередь, далеко за пределы Кавказа.
Результатом кавказской политики Москвы становится не только все большее отчуждение Кавказа от остальной Российской Федерации, но и рост напряжения между северо-кавказскими народами, рост числа внутренних конфликтов. Федеральному Центру становится все труднее сдерживать их, тем более что рецепт у Кремля тут только один – еще больше финансовых вливаний и еще большее количество войск.
Вопрос, однако, в том, сколь долго Москва сможет справляться с вызываемым ею самим напряжением.
Если говорить о реальных долгосрочных национальных интересах, а не о политических играх, то и Россия, и Азербайджан, и Грузия, и Турция, и прочие страны одинаково заинтересованы в стабильном и мирном развитии ситуации на Северном Кавказе, в преодолении экономического кризиса и выходе Кавказа на экономическую самодостаточность.
Хочется надеяться, что Кремль поймет, наконец: существующая система управления Северным Кавказом полностью изжила себя. Хоть как-то спасти ситуацию может полное изменение парадигмы отношений Москвы и национальных окраин.
Проблемы Кавказа должны решать сами кавказцы, живущие по обе стороны Главного Кавказского хребта.
нет врага опаснее “наших” властей