Праймериз “Единой России” прошел по хорошо отработанному еще во времена КПСС сценарию. Все свои прошли, все чужие остались за бортом.
Праймериз завершены. Открытого голосования не получилось. Идея честных, прозрачных выборов, способным вернуть доверие и интерес населения, провалилась.
Выводы, безусловно, печальны, но иных сделать не получается: Ставропольский край сегодня уже можно вносить в перечень регионов, «отличившихся» подтасовкой результатов праймериз, нарушением регламентов при их проведении и прочими нелицеприятными явлениями.
Чтобы не быть голословными, приведем несколько интересных фактов.
Например, такой: уверенным лидером в списках праймериз стал действующий губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский… который, между тем, не удостоил своим вниманием ни одну из открытых для проведения праймериз площадок. Зная о том, какова сегодня ситуация в регионе, не рискнем утверждать, будто краевой руководитель пользуется настолько безоговорочным доверием, что ему и представлять свою программу не нужно — и так поддержат.
Хотя… Давно известно, что при грамотном подборе голосующих и направленном в нужное русло инструктаже можно быть заранее уверенным в чем угодно. В случае с организацией праймериз сработало именно это правило.
Достаточно включить в счетные комиссии и списки выборщиков как можно больше бюджетников, максимально зависящих от региональной власти, — руководителей
и работников медицинских и образовательных учреждений, а вместе с ними —
работников местных администраций, и результат, можно сказать, готов. Вот только насколько он будет легитимен?
Еще один факт, касающийся «выборной концепции» в Ставрополье: голосование со шпаргалкой. Изначальная идея праймериз — выборщики должны проголосовать за того, кто будет более убедителен, грамотен, знающ — незаметно «свелась на нет». То, что было внесено на замену (и старательно распространялось среди выборщиков), звучит так же двусмысленно, как и собственно результаты праймериз:
«…важно, чтобы они были объединены в команду единомышленников…» — это цитата из обращения к выборщикам, размещенного в специальной листовке, которую участники голосования получали при регистрации. Надо ли понимать этот призыв так, как он сформулирован: партийное имя «Единой России» — это всего лишь общая «крыша», под которой кто-то формирует свою команду? Причем вовсе не факт, что эта команда твердо выдерживает общепартийную линию…
На этом фоне больше не выглядит удивительным тот факт, что люди, хорошо известные в Ставропольском крае не только «в лицо», но и по их делам, оказались по результатам праймериз в аутсайдерах. Действующий депутат Госдумы, всю жизнь проживший в Ставрополе и знающий его проблемы, как свои, Василий Зиновьев получил, например, всего 14 голосов, а московский «варяг» Станислав Говорухин (вошедший, кстати, в список «команды патриотов Ставрополья») — 135. Такой результат можно было бы считать закономерным, если бы речь шла о всеобщем голосовании, когда далекие от вопросов партийной работы люди ставят «галочку» в бюллетене у той фамилии, которая более популярна. Но могут ли члены партии не знать о том, что проблемы региона эффективнее всего решает тот, кто в этом регионе живет?
О нарушениях, допущенных в ходе праймериз, немало сказано многими кандидатами, которым не посчастливилось попасть в заветный список губернатора Гаевского. И высказывания эти, становясь достоянием общественности, не способствуют повышению рейтинга «Единой России» и доверия приближающимся выборам, а жестко дискредитируют начинание партии и тех кандидатов, которые намерены в этих выборах участвовать. Показательная цитата — из комментариев участника праймериз, частного лица Анатолия Крячко (бывшего замглавы Железноводска):
«У меня была уникальная возможность изнутри видеть технологии и инструменты работы краевого отделения ЕР. Очень многое в этой работе является формальным, показушным. Вся работа замыкается на административный ресурс региональной и местной власти. … Прикрываясь ОНФ и «всенародным голосованием», жестко проводится линия взаимодействия исключительно с теми, кто беспредельно лоялен и обладает материальными и финансовыми возможностями».
Риторический вопрос: к такому ли результату стремилась партия «Единая Россия», готовя проведение праймериз?
Можно и дальше перечислять факты допущенных (причем допущенных абсолютно сознательно) нарушений регламента ведения праймериз. Однако основные выводы вполне можно сделать уже сейчас.
Сомнительные способы проведения праймериз, использованные ответственными лицами, дезавуировали идею прозрачного, открытого голосования, поставили под сомнение честность и легитимность грядущих выборов, нанесли существенный урон репутации партии «Единая Россия» в Ставрополье, а итоги праймериз с высокой долей вероятности можно считать фальсифицированными. Или купленным обеспеченным Пальцевым и Мургой, и далеко не бедным Ищенко, вошедшими в список «патриотов».
А губернатор рвётся в Думу или Совет Федерации, ибо его рейтинг крайне низок, а пересидеть где то нужно, и иммунитет не помешает, ведь любая комиссия по итогам деятельности и подвигов Гаевского, закончится возбуждение уголовного дела, вот тут и иммунитет депутатский не помешает.
Евгений Ставрин