Совсем скоро – 11 марта истекает месяц, в течение которого Межрайонная природоохранная прокуратура по Новосибирской области могла принять решение по делу разливе аммиака в Новосибирской области, произошедшем 6 февраля этого года.
Напомним, о чем идет речь. 6 февраля в Новосибирской области, в районе железнодорожной станции Болотная, в результате течи в аммиачной цистерне на землю пролилось около 13 тонн аммиака. Утечка произошла в 300 метрах от жилых домов. Как сообщили в Управлении МЧС России по Новосибирской области, площадь разлива составила 20 кв. м.
Владельцем груза являлось ОАО «Тольяттиазот», пресс-служба которого поспешила откреститься от своей вины за произошедшее.
На место аварии выехали специалисты следственной оперативной группы новосибирского отдела МВД, экологической лаборатории Западно-Сибирской железной дороги, химико-радиометрической лаборатории МЧС и аварийно-спасательной службы Новосибирской области, которые оценили степень негативного воздействия вылившегося ядовитого вещества на окружающую среду. Как известно, аммиак является ядовитым веществом, пары которого обладают удушающим действием и способны вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы.
11 февраля по факту разлива аммиака с заявлением в Межрайонную природоохранную прокуратуру по Новосибирской области обратилось Новосибирское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российская экологическая независимая экспертиза» (НРО РЭНЭ). Экологи потребовали возбудить уголовное дело.
В своем обращении в прокуратуру представители НРО РЭНЭ заявляют: «Мы твердо убеждены в том, что в нашем правовом государстве за подобную халатность и разгильдяйство в отношении окружающей природной среды виновные лица должны понести ответственность вплоть до уголовной. В заявлении экологи потребовали возбудить уголовные дела и привлечь виновных к ответственности по признакам целого ряда статей Уголовного кодекса Российской Федерации: нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли.
Факты пренебрежения экологической безопасностью на «Тольяттиазоте» время от времени попадают в руки средств массовой информации, которые публикуют на своих страницах данные о многочисленных нарушениях ТоАЗа. Но вместо того, чтобы признать свою вину и принять меры к устранению нарушений, пресс-служба «Тольяттиазота» регулярно распространяет заявления о том, что неизвестными лицами развернута кампания по информационной дискредитации предприятия.
Не проходит и года, чтобы проверяющие органы не выявили крупных нарушений природоохранного законодательства и нанесения ущерба экологии, виновником которых стал ТоАз. Так, в 2009 году Общественная палата потребовала от «Тольяттиазота» прекратить загрязнение окружающей среды, в 2010 году предприятие нарушило Лесной кодекс, и в том же году тольяттинские активисты Социально-экологического Союза провели пикет «Тольяттиазот — не отравляй наш город!», а работники «Тольяттиазота» выступили против создания неприемлемых условий труда на строительстве уже упомянутого терминала по перевалке сжиженного аммиака.
Из-за конфликтов с местными властями и населением, прежде всего по вопросам несоблюдения природоохранного законодательства, уже много лет заморожен основной инвестиционный проект «Тольяттиазота» — строительство терминала по отгрузке продукции завода в порту Тамань. Доходило до митингов протеста перед офисом компании в поселке Волна Темрюкского района Краснодарского края, организованных активистами местных экологических движений. Основным требованием протестующих, в итоге пославших письмо Владимиру Путину, было проведение экологической экспертизы проекта «Тольяттизазота». По мнению местных жителей, он был подготовлен и реализуется не только с нарушением множества экологических норм (в письме Путину приводится длинный список конкретных примеров), но также со злоупотреблением служебным положением тольяттинским руководством проекта.
Весной 2011 года, ровно год назад, на «Тольяттиазоте» работала комиссия Ростехнадзора, которая выявила около полутысячи нарушений. В предписании Ростехнадзора, направленном по результатам проверки руководству завода указано, что до 80% средств контроля, управления, сигнализации и противоаварийной защиты выработали свой ресурс и требуют замены. Изношено основное производственное оборудование, многие узлы «исчерпали 20-летний срок эксплуатации». С 1976 года не производилось радикальных замен технологических линий и агрегатов. Производственное оборудование, работающее в агрессивных средах и под высоким давлением, уже дважды выработало свой срок.
Несмотря на реальную угрозу повреждения оборудования по причине его изношенности, заменить старые узлы нечем – как указывает комиссия, «отсутствует необходимый резерв оборудования для обеспечения подмены эксплуатирующегося оборудования в случае возникновения отказов, неисправностей и для поверки».
По данным проверки, часть производственного комплекса «эксплуатируется без разрешения на эксплуатацию», т.е. по-просту не допущена к работе. Это может означать все, что угодно, но вероятнее всего то, что часть оборудования не проверяется, не контролируется, а его работа может вызвать непредсказуемые последствия.
Учитывая непосредственную близость предприятия к жилым кварталам, жители Тольятти постоянно находятся в состоянии тревожного ожидания. Что ожидать от опасного монстра, которое готово вот-вот превратиться в руины и погубить вместе с собой ни в чем не повинных людей?