Елена Гуськова: Короткая память. 13 лет спустя после бомбардировок руководство Сербии готово вступить в НАТО

24 марта тринадцать лет назад на мирное европейское государство посыпались бомбы НАТО. Агрессия против Югославии в марте-июне 1999 года, которую оправдывали заботой о якобы бесправном албанском населении Косова и Метохии, длилась 78 дней.

Забота об албанцах была поводом. На самом деле Белград жесточайшим образом наказывали за нежелание сотрудничать с НАТО, делиться своим суверенитетом, менять многолетнего руководителя Слободана Милошевича.

Агрессия НАТО не достигла главной цели – низвержения Слободана Милошевича. Была сохранена и армия. Пришлось США разрабатывать новую стратегию, которая, надо сказать, сработала на “отлично”. Для этого в октябре 2000 года США и Германией была осуществлена специальная операция, позже тиражированная в других странах и получившая название “цветная революция”. К власти пришли люди, которые стали активно сотрудничать с НАТО.

Однако желания вступить в эту организацию Югославия тогда не проявляла. Более того, в 2010 году в Мюнхене министр иностранных дел Сербии Вук Еремич сделал заявление, что Сербия будет продолжать сохранять нейтралитет и не станет присоединяться к военным или оборонительным союзам.

Таким образом, на Балканах только Сербия оставалась государством, которое не стремилось войти в НАТО. Но это еще не означало, что данная позиция была окончательной. В сербском обществе продолжаются очень жесткие дискуссии по поводу вступления в НАТО.

Население Сербии в целом не поддерживает идею присоединения к альянсу. То же самое касается и Черногории. Однако руководство отделившейся от Сербии в 2006 году Черногории открыто говорит о том, что альтернативы вступлению в НАТО нет. В Афганистане уже служит ограниченный контингент черногорских войск в составе 30 человек – первый взнос суверенной Черногории в дело её скорейшего присоединения к НАТО.

В Сербии пока прямо об этом не говорят, хотя посол США в Белграде Мэри Ворлик ещё в 2010 году заявила, что для Сербии двери в НАТО всегда открыты. Какое решение примет Сербия? Напомним, что в сентябре 2000 года Белградский окружной суд заочно рассмотрел уголовное дело в отношении Уильяма Клинтона, Мадлен Олбрайт, Уильяма Коэна, Энтони Блэра, Робина Кука, Джорджа Робертсона, Жака Ширака, Юбера Ведрина, Алена Ришара, Герхарда Шредера, Йозефа Фишера, Рудольфа Шарпинга, Хавьера Соланы и Уэсли Кларка.

Суд признал их виновными в совершении преступлений против Югославии, определив меру наказания в виде тюремного заключения сроком на двадцать лет. Похоже, что об этом сегодня уже забыли.

В стране развернулась кампания по пропаганде вступления в НАТО. Начала активно работать неправительственная организация “Форум безопасности”, финансируемый Западом. Сторонники альянса презентовали общественности даже новый герб Сербии, где вместо традиционного креста с четырьмя “с” расположена звезда НАТО.

При военном министре Д. Шутановце началась реформа армии по НАТО-стандартам с целью последующего вступления в организацию. Главными реформаторами армии выступили начальник Генерального штаба генерал-майор Здравко Понош и министр обороны Драган Шутановац, в своё время закончивший курсы ФБР.

В июне 2007 года Шутановац сказал послу США в Белграде, что “его миссией является подготовка сербских вооружённых сил к вступлению в НАТО”. В опубликованной на сайте WikiLeaks депеше американского чиновника от 7 мая 2009 года отмечается, что “министр обороны Драган Шутановац… прилежно работает на изменении общественного мнения в отношении НАТО и США”.

Для американцев было также очень важно обещание министра обороны, что “у сербской армии нет ни планов, ни интереса вмешиваться в дела Косова ни при каком развитии сценария”. Американцы уверены, что отношение Сербии к НАТО не изменится, даже если в Министерстве обороны будут происходить изменения и перестановки.

В посланиях американских дипломатов указывалось, что реформа армии Сербии проводится “в наших инересах”, а главным достижением называлось “изменение состояния сознания сербских офицеров”. В Сербии президент Борис Тадич многократно повторял, что Сербия всегда будет придерживаться нейтралитета и никогда не предполагает вступать в НАТО. Однако в депешах 2007 года приводятся его же слова о том, что “интеграция Сербии в НАТО является приоритетом номер один”. При этом речь шла не о какой-либо форме сотрудничества, а о полноправном членстве.

Именно об этом говорил Вук Еремич в Брюсселе 5 сентября 2007 года во время презентации документа о целях Сербии в программе “Партнёрство во имя мира”. Сам документ готовили американцы.

В сообщении от 8 декабря 2008 года с закрытого совещания руководства НАТО говорилось: “Союзники спорили и по вопросу вступления Сербии, при этом Италия, Венгрия и Норвегия предложили похвалить Сербию за евроатлантический путь, по которому Белград начал идти, однако США предупредили, что это могло бы обратить внимание общественности на возрастающие евро-атлантические стремления Белграда”.

США активно помогают создать в сербском обществе новый имидж НАТО: выделяют деньги на обучение журналистов, предлагают специальные гранты для радио и ТВ, выступают в крупнейших газетах, оплачивают заказные статьи.

Только публикации WikiLeaks открыли глаза на планы руководства страны в отношении НАТО, которые активно поддерживаются Вашингтоном. Дебора Менути, глава политического департамента посольства США в Сербии, подчеркнула желание США посредством Североатлантического альянса установить полный контроль над территорией Сербии.

“Мы не требуем от Сербии забыть о событиях 1999 года, – сказала госпожа Менути. – Но мне кажется, что национальные интересы Сербии в данный момент требуют разорвать с прошлым. Оставшийся гнев не должен затмить основной вопрос – выгоднее ли Сербии оставаться вне НАТО или присоединиться к нему”.

Почему так усердствуют американцы? Их главной заботой является отдаление Сербии и Черногории от России, гарантии неприкосновенности существующих, а также всех потенциальных военных баз на Балканах, приобретение храброго и послушного солдата для наиболее опасных и грязных операций Альянса во всём мире.

НАТО для России является потенциально опасной организацией, угрожающей национальным интересам страны. Президент Дмитрий Медведев среди основных внешних угроз назвал “стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам России, в том числе путем расширения блока”.

Поэтому вступление в НАТО балканских стран вынудит и Сербию, и Черногорию, и Македонию, и Республику Сербскую в составе Боснии и Герцеговины занять антироссийскую позицию.

Справка

Экономический потенциал 19 стран мира, участвовавших в агрессии против Югославии, превышал югославский в 679 раз. Атакам подвергалась вся территория страны. В налетах были задействованы 1200 самолётов, в том числе 850 боевых, совершивших с территории Италии, ФРГ, Великобритании, Турции, Франции, Венгрии, а также континентальной части США, по натовским данным, 35 тысяч авиавылетов.

Действия авиации поддерживала военно-морская группировка в составе трех авианосцев, шести ударных подводных лодок, двух крейсеров, семи эсминцев, 13 фрегатов. В Средиземном море находились четыре крупных десантных корабля с 10 тыс. морских пехотинцев на борту. Авиация НАТО нанесла 2300 воздушных ударов по 995 объектам.

По территории Югославии выпущено более 3 тыс. крылатых ракет, сброшено около 25 тыс. тонн (по некоторым данным — 79 тыс.) взрывчатки. В результате агрессии погибли 2 тыс. гражданских лиц, около 7 тыс. получили ранения, 30% из них — дети. Материальный ущерб Югославии составил более 200 млрд долл.


Елена Гуськова – доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН

 
Статья прочитана 2113 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Skype   rupolitika

ICQ       602434173