Дело Кумарина (Барсукова) живет.
На прошлой неделе сразу несколько авторитетных петербургских СМИ огорошили нас «утечкой информации»: новым вице-губернатором северной столицы по безопасности и координации деятельности правоохранительных органов станет Борис Маркаров, президент ассоциации охранных предприятий «Алекс». Он, якобы, заменит нынешнего профильного заместителя губернатора, генерал-полковника Валерия Тихонова, который-де принадлежит к «старой» команде экс-главы Питера Валентины Матвиенко (поскольку назначен был на нынешнюю должность еще в 2004 году). И вообще, дескать, генерал-полковник Тихонов, который недавно достиг пенсионного возраста (60 лет), со многими актуальными задачами обеспечения безопасности в Санкт-Петербурге банально не справляется, например, не смог наладить систему превентивной «зачистки» лидеров региональной оппозиции, а также градозащитников, досаждающих администрации города своей неуемной и не всегда конструктивной активностью. По-видимому, Борис Маркаров, которому до пенсионного возраста еще далеко (целых 2 года), с этими задачами должен справиться существенно лучше.
По версии авторов и организаторов «утечки», идея назначить Маркарова на место Тихонова принадлежит непосредственно губернатору Георгию Полтавченко, который посредством такой «рокировки с загогулиной» завершит формирование своей собственной управленческой команды. Правда, при этом кандидатуру нового вице-губернатора по безопасности и координации деятельности правоохранительных органов якобы поддерживают и в Москве на “федеральном уровне”.
Что ж, дыма без огня не бывает, и замена Валерия Тихонова на Бориса Маркарова вероятна. Но есть в этой истории несколько неувязок и нестыковок, на которые наметанный глаз любого человека, более-менее разбирающегося в региональной политической ситуации, не может не обратить внимание.
Например, даже в биографических данных г-на Маркарова, приводимых в рамках «утечек», заметны досадные оплошности. Утверждается, что кандидат в вице-губернаторы – генерал-майор полиции, в то время как из его официальной биографии следует, что он – полковник ВДВ (две большие разницы, согласитесь). Говорится, что он служил в Афганистане 3 года (1984-87 гг.), хотя, по официальным данным, – только два: с 1984 по 1986-й. Кто-то, видимо, хочет мягко приукрасить жизненный путь Маркарова перед рассмотрением вопроса о его назначении. Вопрос: кто?
Есть и еще вопросы. Например, такие.
Известно ли руководству Санкт-Петербурга, которое, согласно изложенной версии, само остановило свой выбор на кандидатуре главы ассоциации «Алекс», что именно эта структура охраняла (и, возможно, продолжает охранять) авторитетного бизнесмена Сергея Васильева, совладельца “Петербургского нефтеналивного терминала”. Васильев, считающийся бывшим партнером легендарного Владимира Кумарина (Барсукова), стал широко известен в мае 2006 года, когда на него было совершено покушение, в организации которого подозревают людей Кумарина. Васильев выжил и, несмотря ни на что, вроде бы сохранил тесные деловые и даже дружеские отношения с г-ном Маркаровым. По слухам, глава ассоциации «Алекс» по-прежнему выполняет многие деликатные поручения г-на Васильева, и они нередко бывали замечены во время совместного отдыха в известных злачных местах Питера: ночных клубах «Duhless» и «Бегемот».
В 2004-2011 гг. Георгий Полтавченко работал в Москве, полпредом Президента РФ в Центральном федеральном округе. Поэтому он может ничего не знать о предполагаемом участии людей и структур, очень близких к фиктивному «генералу полиции» Борису Маркарову, в серии рейдерских захватов собственности на территории северной столицы. По некоторым данным, в указанный период времени, на волне рейдерских атак г-н Маркаров тесно взаимодействовал с такими одиозными фигурами, как «авторитеты» Андрей Леухин по прозвищу «Медведь» (сейчас находится в местах лишения свободы) и Михаил Слиозберг (скрывается от следствия в Израиле). Одним из громких событий той рейдерской эпохи стала, например, попытка захвата гипермаркета «МегаМарт» на улице Фучика, в которой вышеперечисленные партнеры могли действовать совместно.
Наконец, никто почему-то не задается вопросом о судьбе крупной продовольственной компании «Оптифуд-СПб», крупного оператора рынка мяса и фруктов, основанного в 2000 г. В Санкт-Петербурге бытует устойчивое представление о том, что Борис Маркаров имеет к этой компании самое прямое отношение и даже, возможно, контролирует ее. Нет ли здесь конфликта интересов, который помешал бы новому вице-губернатору исполнять свои сложные обязанности совершенно беспристрастно?
Конечно, если полковник ВДВ Маркаров нужен для того (и прежде всего для того), чтобы чисто физически «зачистить» оппозиционеров и градозащитников, поднявших голову в последнее время, то его назначение заместителем главы Петербурга еще как-то можно объяснить. Наверное, человек с таким жизненным и профессиональным опытом способен эффективно решать подобные «стремные» задачи. Но как выдвижение на передний план людей, похожих на Маркарова, отвечает линии федеральной власти, направленную на радикальную декриминализацию региональных администраций и правоохранительной системы, неясно. Может быть, у Георгия Полтавченко есть ответ на этот вопрос.
Как известно, пока Владимир Кумарин (Барсуков) был на свободе, он любил называть себе «ночным губернатором» Санкт-Петербурга – в противовес «дневному губернатору» Валентине Матвиенко. Учитывая образ и типаж Бориса Маркарова, нельзя исключать, что в случае его прихода на вице-губернаторский пост в городе вскоре вновь появится человек, провозглашающий себя «ночным губернатором». Только, в отличие от Кумарина, со своим законным кабинетом в Смольном.