Министерство культуры надеется с помощью кинематографа внести свой вклад в преодоление межнациональной розни. В частности, сформировать положительный образ людей разных национальностей, живущих в РФ. Минкульт настаивает на более широкой поддержке кино социальной направленности. Программа его развития существует, но будет обновлена, рассказали «Известиям» в Минкульте. Обновления могут затронуть и такую острую для России тему, как межнациональные отношения.
Косвенно эту информацию подтвердил «Известиям» и замминистра культуры Григорий Ивлиев. По его словам, однако, как такового жесткого творческого задания для кинематографистов не будет.
— Мы настраиваем кинематографистов на то, что они должны создавать нужные обществу образы положительных героев, — сообщает Ивлиев «Известиям». — Однако как такового творческого задания не формулируем: показывать Кавказ или Сибирь, рабочего или интеллигента — это решают продюсеры, режиссеры и сценаристы. А министерство в свою очередь оказывает господдержку ведущим кинокомпаниям, которые производят социально-значимые отечественные фильмы.
Идею «сдружить» с помощью кино граждан разных национальностей «подкинул» Минкульту американский кинематограф: по негласному закону, ни один фильм made in USA не может выйти на экраны, если в нем не будет героя-афроамериканца. Чаще всего они являются положительными персонажами, так как создатели кино опасаются, что в противном случае их обвинят в расизме.
Член комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Маркелов не сомневается, что программа господдержки в области кино поможет сформировать положительный образ людей, в частности, кавказских национальностей.
— В свое время у нас были замечательные фильмы, такие как «Мимино», «Кавказская пленница», и после них не надо было формировать никакого имиджа Кавказа. По большому счету, мы все — граждане одной страны. Нужно снимать новые, современные фильмы, и привлекать в эти проекты молодежь, — полагает Маркелов.
Правда, парламентарий считает, что, когда проект наберет свою силу, появятся структуры, которые попытаются представить замысел в негативном свете. Но это не означает, что от него нужно отказываться.
— Надо снимать фильмы, ставить спектакли, где бы показывалось как русский, чеченец, татарин вместе работают на заводе или служат в одной части в армии, живут по соседству, — поделился своим видением с «Известиями» спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Не против сделать и свой вклад в дело межнациональной дружбы и сами режиссеры. К примеру, Юрий Грымов заявил, что он как кинематографист не имеет ничего против подобной инициативы чиновников и готов обсудить.
— Если они (Минкульт. — «Известия») хотят — пусть делают как в Америке, но предварительно необходимо встретиться со всем диапазоном режиссеров и художников и обсудить с ними мельчайшие детали этой инициативы. Нельзя просто навязать свои идеи, — оговорился при этом Грымов.
Кинокритики, однако, считают, что введение межнациональной нормы в российский кинематограф может серьезно навредить его развитию. Вот, что говорит по этому поводу экс-президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен:
— Официально такие нормы вводить нельзя. Ничего, кроме вреда, они не принесут. Это должно быть добровольным волеизъявлением авторов, только тогда от этого будет польза.
Правда, кинокритик отмечает, что и в том случае, если режиссеры сами смогут решать, человека какой национальности сделать положительным героем, есть риск, что художественная составляющая фильма пострадает.
— Стоит избегать случаев, когда такие установки режиссера будут выходить за художественные границы. Фильмы могут оказаться слишком переслащенными, насыщенными, сентиментальными, с глупыми образами людей нерусской национальности, — опасается Матизен.
Гендиректор Мосфильма Карен Шахназаров считает задумку Минкульта блестящей, но предупреждает, что она должна применяться в комплексе с мерами по реализации государственной национальной политики.
— В Советском Союзе действительно была практика создания фильмов, воспитывающих национальную толерантность. И это давало эффект. Но подобные фильмы создавались в рамках мощной государственной нацполитики. В США мы тоже видим, что политика создания на экране положительного образа афроамериканца принесла свои плоды и Штаты избавились от дикого расизма. Но опять же — в Америке кинематограф тоже поддерживается общей национальной политикой государства, — заявил «Известиям» Шахназаров.