Вадим Венедиктов: Человек года – игумен Ватопедского монастыря

Игумен Ватопедского монастыря святой горы Афон, архимандрит Ефрем за последние два-три месяца стал в России самым популярным священнослужителем. Его узнаваемость сегодня в России на втором месте после Патриарха. Его имя звучит, как по-гречески, так и по-русски одинаково – Ефрем, что еще больше сближает его с русским православием. Примечательно, что фактически не говорится о его биографии. Абсолютное большинство даже не знает его греческой фамилии, – Куцу (Кутсу). Да это и не важно. Для настоящего православного миссионера и подвижника, коим, безусловно, является игумен Ефрем, вся эта земная слава абсолютно не нужна. Поэтому «эффект Ефрема» в России – это взрыв православной бомбы, потрясение всех слоев общества. Ватопедский старец сделал за последние месяцы то, что не удавалось здесь никому на протяжении многих лет. Кураевы, чаплины и прочие рыбко смотрят с завистью на греческого монаха, грызут локти, и что самое показательное – все молчат, набрали в рот воды. Молчанием их Бог предается, как, впрочем, и их пустой, порожней болтовней.

Если по существу, то имя греческого монаха, безусловно, вошло в историю Русской церкви наряду с выдающимся подвижником греческого православия 16 столетия, преподобным Максимом Греком (выходцем, кстати, из того же Ватопедского монастыря). Оба повлияли на русскую жизнь. Преподобный Максим, по сути, стал иконой русского старообрядчества. Уверен, что преподобный Ефрем уже стал иконой для мыслящих и духовно трезвящихся русских людей.

В русской духовной жизни происходит удивительный «возврат к грекам», к той основе, из которой мы в духовном плане и произошли. Снова русский народ становится народом-грекофилом. Снова берем пример с Православного востока, где церковная жизнь еще не зашорена так, как у нас. Где православие не превратилось в «эффективный менеджмент», а монахи занимаются тем, к чему призваны: молитвой, обличением пороков мира сего, пламенной проповедью, искренним келейным покаянием, преобразованием своей души, стяжанием Духа Святого, спасением миллионов православных душ.

В эти дни Греческая церковь являет пример истинной христианской соборности, единения, сплоченности – все выступают в защиту одного по принципу: «один за всех – и все за одного». Греческая церковь сегодня – это весь греческий мир, объединенный тремя патриархатами (Константинопольский, Александрийский и Иерусалимский) и, как минимум, двумя Поместными церквами (Элладская и Кипрская). Греческий православный мир сегодня – это истинная свобода, прямота, несгибаемость, движение вперед, проповедь без цензуры, нелицемерное благочестие, настоящая ДУХОВНОСТЬ.

Греческие иерархи и настоятели известных греческих монастырей как бы слиты со своим народом, готовы за него биться, идти на скорби и даже на размолвку с государством. Народ платит своим иерархом взаимной любовью, что позволяет нам говорить о греках словами классика: «не существует народа, который имел бы больше любви и уважения к своей Церкви, чем греки» (Heineccius, Oberpfarrer).

 
Статья прочитана 1850 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Skype   rupolitika

ICQ       602434173