Историю российским школьникам надо преподавать так, чтобы при этом не просто вкладывать в их головы факты и даты, а воспитывать патриотизм и терпимость к представителям других культур, – постулирует проект историко-культурного стандарта. Документ появился на сайте издания «Ведомости», его готовятся обсудить в министерстве образования.
Чтобы воспитывать в подрастающем поколении патриотизм, необходимо сосредоточиться на «массовом героизме», проявленным народом во время Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Чтобы культивировать межнациональную терпимость, надо рассказывать, что «пребывание в составе Российской империи имело положительное значение для ее народов».
Как гласит проект нового стандарта преподавания истории в школе, «революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны».
Также создатели проекта отмечают, что надо обращать внимание не только на достижения, но и недостатки рулевых страны, управлявших государством в разные периоды. Так, как «трагедии, разумеется, нельзя замалчивать», школьников не станут беречь от сложных дискуссий о некоторых жестких распоряжениях Сталина, голоде в СССР в 1932-33 годах, депрессиях и прочих трагедиях.
В общем и целом, новая программа должна строиться таким образом, чтобы побуждать ученика искать дополнительные сведения.
Что касается современного периода и президентства Владимира Путина, то авторы концепции вспомнили лишь несколько моментов, среди которых – создание института полпредов, утверждение новой концепции внешней политики, отмена губернаторских выборов, развитие отдельных нацпроектов. Как пишут«Ведомости», в списке журналисты не нашли так называемое «дело «ЮКОСа». Как пояснил репортерам секретарь Российского исторического общества Андрей Петров, в деле Ходорковского сложно углядеть что-то ценное для истории, что могло бы стать обязательным для изучения в школах.
«Современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель — способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций», – гласит проект.
Напомним, создать единый учебник истории поручил президент РФ Владимир Путин. Беседы касательно его концепции закончатся к сентябрю. А уже осенью будет объявлен конкурс на написание книги. Пока в концепции насчитали 31 спорный исторический вопрос, позиции по которым еще придется выяснить.
Разработку нового учебника истории курирует спикер Госдумы Сергей Нарышкин, он же – глава Российского исторического общества, созданного год тому назад.