Растеряв большую часть активов в кризис, Сулейман Керимов сумел вновь поднять капитализацию своих компаний и даже стать крупнейшим акционером “Уралкалия” и “Полюс Золота”. Однако в последнее время дела у бизнесмена вновь пошли не очень: по данным Forbes, за 2011 г. его состояние “похудело” на $1,3 млрд, до $6,5 млрд. Но проблемы в бизнесе, похоже, не сильно тревожат дагестанского предпринимателя: подконтрольный ему футбольный клуб “Анжи” продолжает скупать звезд мировой величины, а сам он приценивается к новым активам.
Речь идет о покупке акций “Ростелекома”, долей в офисно-гостиничном комплексе Eurasia Tower в “Москва-Сити” и гостинице “Метрополь”. “Как правило, все сделки он совершает на заемные средства”, – отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. Вот только будут ли теперь кредиторы к нему столь же благосклонны, как в предыдущие годы?
Как бизнесмен к успеху пришел
Силовые методы захвата бизнеса, рейдерство и штурм офисов конкурентов при поддержке ОМОНа мало кого удивляли в начале 1990-х. Сегодня бизнес легализовался, и в криминальной хронике практически не встретишь подобные сюжеты. Но среди крупных российских бизнесменов Сулейман Керимов задержался в образе агрессивного инвестора дольше остальных.
Начиналось все довольно невинно. Женатый на дочке партийного начальника, будущий сенатор от Дагестана сделал стремительную карьеру: от рядового экономиста до помощника гендиректора по экономическим вопросам крупного завода “Эльтав” в Махачкале. Однако этого амбициозному молодому человеку было мало, и в 1995 г., после того как завод стал соучредителем столичного Федерального промышленного банка (Федпромбанк), он перебрался в Москву. Здесь в полной мере проявились его таланты – спекуляции на растущих в цене акциях и не очень дружественные поглощения. Он сам скупал ценные бумаги не только самого Федпромбанка, но и других компаний, например принимал участие в перепродаже “Внуковских авиалиний”, Мурманского авиапредприятия и Транспортной клиринговой палаты. Юридическим лицом выступала ФПГ “Росавиаконсорциум”, крупным акционером которой являлся Федпромбанк.
Приватизацией “Внуковских авиалиний” в 2001 г. заинтересовалась Счетная палата. В ходе проверки выяснилось, что “ОАО “Росавиаконсорциум” (…) не только не обеспечило внесение и освоение инвестиций в ОАО “Внуковские авиалинии” в сумме $150 млн (…), но и довело авиакомпанию до (…) полной финансовой несостоятельности”. Но Керимова эти выводы аудиторов тогда не затронули. Еще в конце 1998 г. он вышел из капиталов “Внуковских авиалиний” и Федпромбанка.
Большой бизнес начался для выходца из Дербента в конце 1990-х. Стартовал Керимов с покупки 55% нефтетрейдера “Нафта Москва” (создан на базе гособъединения “Союзнефтеэкспорт”) у его менеджеров и за год увеличил свою долю в обремененной долгами компании до 100%. В целом, по оценкам участников рынка, он потратил на скупку акций около $50 млн, а расплатился с кредиторами, распродав основные активы “Нафты” и выручив за них более $300 млн. Стиль ведения бизнеса Сулеймана Керимова начал закладываться уже тогда: скупить дешево, желательно на заемные средства, решить проблемы и продать подороже. “Его стратегия – капитализировать актив, решив проблемы, по большей части связанные с налогообложением или враждебным поглощением, консолидировать компании и продать. Как правило, более пяти лет он в одном активе не задерживается”, – отмечает глава исследовательского центра “Панорама” Владимир Прибыловский. С каждым годом Керимов оттачивал этот метод, а “Нафта Москва” превратилась в одного из крупнейших и агрессивных игроков в сегменте слияний и поглощений.
Самым скандальным поглощением стала история с группой Автобанка, включавшей в себя “Ингосстрах”, “Ингосстрах-Союз” (будущий банк “Союз”), Орско-Халиловский меткобинат и другие компании. Керимов довольно быстро переоформил на себя значительную часть активов, входящих в группу бизнесмена Андрея Андреева. В ход шли классические рейдерские схемы: скупка пакетов миноритариев с дальнейшим переназначением совета директоров, захваты офисов, возбуждение уголовных дел против владельцев и т.п. “Члены красноярской преступной группировки путем угроз заставили номинальных директоров компаний – держателей акций подписать необходимые документы. В ряде случаев подписи были просто подделаны. Акции были проданы таким же номинальным владельцам, а не самим Олегу Дерипаске и Роману Абрамовичу или “Русалу” (“Сибалу”) и “Сибнефти”, – рассказывал в интервью “Ведомостям” Андрей Андреев. – “Нафта” была посредником, “Сибал” и структуры “Сибнефти” – покупателями”.
И даже когда большинство крупных бизнесменов отошли от подобных схем, Керимов не мог остановиться. Схожая с Автобанком история произошла в мае 2005 г. со строительно-промышленной корпорацией (СПК) “Развитие”, владевшей, помимо “Главмосстроя”, еще “Моспромстроем” и “Мосмонтажспецстроем”. Более 200 вооруженных человек, как говорили свидетели, провели штурм здания в Гранатном переулке в центре столицы. Гендиректор СПК Владимир Кузнецов рассказал в интервью радиостанции “Эхо Москвы”: “16 мая к нам нагрянули с обыском, предъявив постановление о возбуждении уголовного дела, к которому мы не имеем никакого отношения (…) 20 числа мне сообщили, что у компании появился новый владелец (…) Мне сказали, что владельцем компании (…) является Керимов Сулейман Абусаидович – депутат Государственной думы, директор “Нафта Москва”. В понедельник, 23-го числа у меня произошла с ним встреча, он меня пригласил на эту встречу и сказал, что купил предприятие, которое владеет этими акциями, и стал владельцем”. Однако позднее Кузнецов отказался от своих слов. В интервью “Российской газете” он заявил: “Сулейман Абусаидович Керимов – известный бизнесмен и уважаемый человек… Его причастность к событиям в Гранатном переулке [штурм офиса СПК "Развитие"] – это домыслы, не подтвержденные фактами”. И все-таки в результате пакеты акций предприятий столичного стройкомплекса оказались у “Нафта Москва”, а затем были перепроданы Олегу Дерипаске.
Зенит и закат
К началу 2008 г. состояние Керимова приближалось к $20 млрд. Значительную часть доходов приносили рисковые операции на фондовом рынке, в частности с ценными бумагами Сбербанка. Схема была простой: он кредитовался у Сбербанка, а на полученный кредит скупал акции самого банка. Те росли в цене и вновь закладывались “Сберу”, а на новый кредит опять приобретались акции. В 2004 г., заняв на скупку акций около $3,2 млрд руб., Керимов стал владельцем ценных бумаг Сбербанка и “Газпрома”, которые к концу 2006 г. стоили более $15 млрд.
Тем временем бизнес-амбиции господина Керимова росли, он захотел выйти на международные рынки. “Приглушить” имидж рейдера в глазах зарубежных партнеров помог Аллен Вайн – его Керимов сманил в 2006 г. из российского отделения Merryl Lynch. Будучи благосклонно принятым на Западе, Сулейман Керимов продал российские активы и вложил почти все свое состояние в акции иностранных банков, в частности в бумаги Deutsche Bank.
Но кризис показал всю несостоятельность дагестанского сенатора как игрока реального фондового рынка: после краха Lehman Brothers почти все его деньги пропали. Состояние растаяло за считанные месяцы: по оценкам Forbes, с $18,4 млрд в начале 2008 г. до $4,3 млрд на начало 2009 г. Биржи “схлопнулись”, да и играть на них при повышенной волатильности было куда сложнее, чем вкладываться в “голубые фишки” на растущем рынке. При этом основные предприятия были уже распределены между государством и другими крупными игроками, стало быть, привычные схемы оказались бесполезными.
В этой ситуации Керимову пришлось примерить на себя роль собственника реальных активов. В 2009 г. он покупает обремененную долгами строительную группу “ПИК”, затем долю в “Полюс Золоте”, а в 2010 г. становится одним из крупнейших акционеров “Уралкалия”, впоследствии объединенного с “Сильвинитом” и ставшего вторым по величине в мире производителем калийных удобрений.
Однако игра на бирже, вложения в дорожающую недвижимость или операции типа купи-продай не имеют ничего общего с управлением производством. Немудрено, что, несмотря на серьезный административный ресурс сенатора, его активы беспроблемными не назовешь. Так, совокупный долг группы “ПИК” на 20 июня 2011 г. составлял 43,9 млрд руб., значительную долю этой суммы ПИК задолжал Сбербанку (28,6 млрд руб.). В 2012 г. девелопер должен был выплатить госбанку 10,4 млрд руб., однако в конце марта “Сбер” неожиданно согласился на реструктуризацию, обязав уплатить в 2012 г. лишь 1,8 млрд руб. Впрочем, это лишь краткосрочное решение, и относительно перспектив компании никто не обольщается. “В этом году ПИК должен вернуть Номос-банку 1,8 млрд руб. и еще 3,06 млрд руб. ВТБ”, – говорит аналитик “Инвесткафе” Антон Сафонов. По его словам, сильного уменьшения долговой нагрузки ждать не стоит, так как у компании вряд ли хватит средств на выплату более 16 млрд руб. ежегодно в течение двух лет.
С беспроигрышным вроде бы активом – “Полюс Золотом” – дела обстоят неоднозначно. Компания, недавно сменившая “прописку” с РФ на британский остров Джерси, а название на Polyus Gold, оказалась неспособна справиться с противодействием отечественных чиновников. “Полюс Золото”, “Полиметалл” и “Евраз” практически одновременно решили поменять “прописку” на британскую, чтобы получить премиальный листинг на Лондонской бирже и попасть в главный английский индекс FTSE-100. Кроме того, регистрация на основной территории Великобритании позволяет снизить порог free float до 25% (для джерсийского резидента он составляет 50%, у Polyus сейчас около 14%). Это бы сильно подняло ликвидность и инвестиционную привлекательность. Однако удалось это лишь “Полиметаллу” и “Евразу”, а вот ОАО “Полюс Золото” не сумело получить разрешение. В конце марта компания отозвала заявку на перерегистрацию. “Это отрицательная новость, – отмечает аналитик ИК “Велес Капитал” Айрат Халиков. – Для выполнения условий премиального листинга компании придется более чем в три раза увеличить количество акций в свободном обращении, что неизбежно окажет негативное давление на котировки в ближайшие месяцы”.
Остается “Уралкалий”, но и здесь у Керимова не все просто. Едва компания успела урегулировать последние претензии по итогам крупнейшей в своей истории аварии – провала грунта в Березниках в 2007 г., обязавшись в сентябре 2011 г. выплатить в общей сложности 8,3 млрд руб., как в декабре появился новый провал. И похоже, Керимов ищет покупателя на этот актив. “Бизнесмен вновь начал активно закупаться за рубежом, что может говорить о желании минимизировать политические риски”, – подчеркивает Дмитрий Абзалов.
Блеск и нищета “Анжи” и Дагестана
“Сложно себе представить, что Керимов смог бы в столь короткие сроки добиться такого существенного влияния и установить контроль над рядом крупных компаний в золотодобыче, девелопменте, банковском секторе и ряде других высокорентабельных отраслей без поддержки в высших эшелонах власти”, – говорит старший аналитик ИК “Риком-Траст” Владислав Жуковский. “Бизнесмен традиционно имеет сильные позиции во властных структурах, – поясняет Дмитрий Абзалов. У него неплохие отношения с главой Сбербанка Германом Грефом, с советником президента Аркадием Дворковичем.
Сенатор имеет более чем серьезное влияние в родном регионе, что вполне объяснимо, учитывая “теплые отношения” бизнеса и власти в современной России. Дагестан оказывает предпринимателю политическую поддержку: он вкладывает средства в субъект Федерации, а взамен получает сенаторство и другие преимущества, предоставляемые ему региональными чиновниками. Впрочем, миллиарды Керимова мало помогают самой республике, остающейся одним из самых дотационных регионов с высоким уровнем безработицы.
В 2011 г. стало известно, что “Нафта Москва” примет участие в реконструкции крупнейших транспортных объектов республики – это Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) и аэропорт столицы Дагестана. Оба объекта хоть и находятся формально в собственности государства, фактически подконтрольны дербентскому бизнесмену. И ситуация там ухудшается. Так, за последние 10 лет из федерального бюджета в реконструкцию порта было вложено 1,6 млрд руб., однако его грузооборот не показывает заметного роста. По итогам 2011 г. погрузка ММТП увеличилась на 10%, до 5,37 млн т. Но рост произошел благодаря эффекту “низкой базы” 2010 г., когда порт поставил отрицательный рекорд перевалки за последние 7 лет (4,86 млн т). Предпосылок для такого падения не было: после кризиса транспорт демонстрировал рост показателей. Да и результат 2011 г. оказался на 16% ниже, чем в самом успешном 2008 г. Схожие проблемы и в аэропорту, где задолженность “Авиалиний Дагестана” (контролируют одноименную авиакомпанию, недавно лишенную лицензии, и аэропорт Махачкалы) перед персоналом достигла уже 27 млн руб. Работы могут лишиться около 500 сотрудников компании. Получается, что госактивы, находящиеся де-факто под управлением Керимова, работают крайне неэффективно на фоне общего благополучия в транспортной отрасли. И это несмотря на многомиллиардные инвестиции со стороны государства.
На таком фоне особенно контрастно смотрится намерение господина Керимова копировать поведение его более успешного коллеги – Романа Абрамовича. Не располагая деньгами на покупку клуба английской премьер-лиги, сенатор не жалеет средств на местный “Анжи”. Среди последних громких приобретений – камерунский нападающий Самуэль Это’О, Юрий Жирков, которого переманили из Chelsea обратно в Россию, легенда бразильского футбола Роберто Карлос. Тренировать составленную dream team приглашен голландский специалист Гус Хиддинк. Гонорары приглашенных звезд исчисляются десятками миллионов евро, и эта премия оправданна: по-другому футболистов такой величины в Дагестан не заманишь. Хотя “Анжи” с натяжкой можно назвать командой из Дагестана, так как весь тренировочный процесс ФК проходит в тихом и спокойном Подмосковье, а в Махачкалу игроки ездят только на официальные “домашние” матчи.
Вложения в местный футбол и благотворительные программы, конечно, делают Керимова популярным среди части населения республики, но многие там считают, что он пускает пыль в глаза, якобы инвестируя в развитие футбола вместо реальной помощи Дагестану. Ходит шутка, что Керимов создает рабочие места бразильским футбольным пенсионерам, а не местным жителям, которые действительно в них нуждаются. В Москве он также позиционирует себя как вполне успешный бизнесмен: строительство аэропорта в Кубинке, покупка долей в офисно-гостиничном комплексе Eurasia Tower и в “Москва-Сити”, участие в сочинских инфраструктурных проектах…
“Миллиардные инвестиции в дагестанский футбол и в российский шоу-бизнес – это, конечно, хорошо, но от Керимова ждут конкретных дел и в важных для государства активах, выполнения обещаний, данных руководству страны”, – цитирует агентство “Росбалт” свои источники в Минтрансе. Похоже, Сулейман Керимов пытается “вписаться” в изменившийся мир, где прежние рецепты уже не гарантируют успеха или же вовсе не применимы в бизнесе. Однако почва уходит из-под ног дагестанского сенатора, и все, что у него пока получается хорошо – это сохранение антуража успешного предпринимателя. Достаточно ли этого, чтобы повторить свой же докризисный успех?