Намедни тихо-мирно, не привлекая внимания прессы, прошло думское заседание, посвященное антимонопольной политике. Глава федеральной антимонопольной службы (ФАС) Артемьев выступил с казенным отчетом. Дескать, все хорошо, а где слегка недоглядели, там в ближайшее время все исправим. Ведь уважаемые депутаты непрерывно принимают законы, помогающие в борьбе с коррупцией и диктатом монополий. Вот только за последние десять лет в РФ цены почему-то выросли в восемь раз, в то время, как в Казахстане – в два с половиной раза, во Франции – на 15%, в Германии – на 10%, в Китае – на 15%.
За картинкой официозного благолепия кроются совсем несимпатичные реалии. С 1 июля взлетят цены и тарифы, “замороженные” по случаю путинских “выборов”. Так, услуги ЖКХ подорожают сразу на 25%. “Разморозка” цен на бензин моментально вызовет подорожание всех товаров. Если сопоставить даже сегодняшние цены на него в “энергетической империи” со средней зарплатой, то получается, что в Германии он дешевле в 3,5 раза, в Норвегии – в 4 раза, и даже в Эстонии – дешевле. Объясняется загадка просто: бензин в РФ – по сути дефицит. Рынка нефтепродуктов в стране как не было, так и нет. Потребитель имеет дело с абсолютно эгоистическими интересами обласканных Кремлем нефтяных компаний, которые ничего не боятся и не без оснований считают себя самыми влиятельными, в том числе в принятии политических решений.
Укрощать хищнические устремления капиталистов по идее должна бы федеральная антимонопольная служба, но о ее эффективности можно судить хотя бы по следующим цифрам Хищения при госзакупках составляют 1 триллион рублей в год (33 миллиарда долларов). Помимо бюджетных закупок, есть закупки госконцернов и госкорпораций, превышающие бюджетные в 2 раза. Но даже обнаружив деятеля, который провел воровские тендеры на сотни миллиардов, ФАС может оштрафовать его аж на 50 тысяч рублей.
Антимонопольный комитет возник в РФ в 1992 году. В мире эта служба существует с 1890 году, с принятого тогда в США антитрестовского закона. Западные государства с тех пор – принципиальные противники монополий. В РФ же при полученном в наследство от СССР практически монопольном производстве ввели еще “естественные монополии”. И под флагом путинского государства изобретают всё новые: объединенная судостроительная, авиастроительная и другие компании, позволяющие привольно пилить многомиллиардные бюджеты.
Помимо запрета монополий краеугольный камень антимонопольного законодательства – предельный уровень рентабельности. Западные производители счастливы от 10%. Какой предельный уровень рентабельности назначили для РФ? В металлургической, машиностроительной, химической, нефтехимической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, легкой промышленности – 25%; для горнодобывающих предприятий всех отраслей – 50%; для горно-металлургических предприятий цветной металлургии и горно-химических предприятий – 40%; промышленность строительных материалов – 25%; рыба и рыбопродукты, соль – 50%; перевозки всеми видами транспорта – 35%; услуги снабженческо-сбытовых организаций и предприятий – 50%. При этом, что происходит в реальности – можно только гадать. Например, по данным независимых экспертов, в 2003 году себестоимость тысячи кубометров газа на скважине составляла 4-6 долларов, а продавался он на внутреннем рынке за 24 доллара. Таким образом, рентабельность “Газпрома” исчислялась сотнями процентов.
Теоретически, антимонопольная служба – страж и двигатель прогресса. Конкуренция вынуждает совершенствовать производство, снижать затраты за счет внедрения более высоких технологий. Здесь требуется и официальная карательная политика государства. Например, западных капиталистов заставляют раз в 10-15 лет менять станки и оборудование. Однако в “модернизирующейся” РФ норм обновления основных фондов нет в принципе. Их износ составляет уже 80%. В самом деле, если можно на историческом старье иметь сверхприбыль, то какой “эффективный собственник” станет тратить деньги на обновление? В особенности, если антимонопольный орган государства страдает хроническим бессилием.