Бориса Громова на посту губернатора Московской области сменит политик федерального уровня. Источники в “Единой России” утверждают, что список кандидатов на пост главы области, который партия власти должна представить президенту, уже определен. Главной задачей нового губернатора станет завершение проекта “Большая Москва”.
В Подмосковье наиболее вероятными кандидатами на пост губернатора считают руководителей Минрегиона Виктора Басаргина и МЧС Сергея Шойгу, а также главу высшего совета “Единой России” Бориса Грызлова. В облправительстве не очень понимают, “как будет позиционировать себя” Сергей Шойгу. “Он отличный хозяйственник, у него 500 тыс. подчиненных,— пояснил “Ъ” источник.— Но он имеет опыт разрешения экстремальных ситуаций, а здесь нужны не оперативные решения, а умение договариваться с федеральными и муниципальными органами власти”. А Борис Грызлов, по его мнению, федеральный политик, “ему надо будет провести грань между Москвой и Московской областью, чтобы стать самостоятельным субъектом управления”.
Для Виктора Басаргина же, по мнению источника “Ъ”, назначение губернатором Подмосковья будет означать, что он “пойдет под мэра Москвы Сергея Собянина”. “Как сейчас проект “Большая Москва” реализуется сугубо политической волей, которой Московская область пытается соответствовать,— уточнил он,— так при Басаргине начнется реализация проекта не просто “Большая Москва”, а “Очень Большая Москва”". В то же время замдекана факультета государственной и муниципальной службы Академии народного хозяйства при президенте РФ Игорь Кокин уверен, что, “исходя из сложившихся взаимоотношений Москвы и Подмосковья и стоящих перед губернатором задач, предпочтительным было бы назначение Виктора Басаргина”. Отметим, что в настоящее время господин Басаргин находится в составе официальной делегации, которая во главе с Дмитрием Медведевым отправилась в Сеул на международный саммит по ядерной безопасности.
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев также считает Виктора Басаргина “наиболее приемлемой фигурой с точки зрения взаимоотношений Москвы с областью, тем более что они с Собяниным оба были заместителями полпреда УрФО”. “Шойгу не очень подходит: надо решать социально-экономические проблемы, а они очень разные в подмосковных муниципалитетах”. Назначение Бориса Грызлова он считает “наиболее политически рискованным с точки зрения последствий для Москвы и области”. “Он связан с партией власти, а Подмосковье — один из наиболее протестных регионов, “Единая Россия” получила на декабрьских выборах здесь 32,8% голосов,— отметил политолог.— А любое назначение в Подмосковье бумерангом отразится на Москве”.
Напомним, что в прошлом году была начата реализация проекта “Большая Москва”, в рамках которого Москве была передана часть области в 160 тыс. га земли. Теперь вне зависимости от того, кто возглавит область, первоочередной задачей нового губернатора, полагают источники “Ъ” в правительстве и парламенте Московской области, должно стать завершение проекта. При этом пока не приняты решения о передаче в Москву объектов образования, здравоохранения, а главное — компенсации подмосковным муниципалитетам выпадающих доходов.
“ЖКХ, объекты инфраструктуры — вообще терра инкогнито,— пояснил “Ъ” руководитель медиацентра Московской области (МО) Сергей Водопетов.— Где начинается вот эта труба, эта дорога, кому они принадлежат, вообще неизвестно”. По его мнению, решить эти вопросы можно двумя способами: “попытаться придать присоединяемым к Москве территориям новый статус, может быть, сделать особую экономическую зону или пилотный регион”. Второй вариант — попытаться соответствовать всем федеральным и региональным законам, а это, считает господин Водопетов, “очень энергоемко и не всегда возможно”.
Кроме того, те же источники в обоих органах власти напомнили “Ъ” о том, что Подмосковье — один из немногих регионов в России, где в полном объеме реализуется закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. В области 550 муниципальных образований (МО), из них 73 — крупных. 21 муниципальное образование, согласно внесенным на прошлой неделе в Мосгордуму поправкам в закон “О территориальном делении Москвы”, войдет в столицу. А Москва, отметил источник в правительстве, “никогда не работала с местным самоуправлением (МСУ), даже не очень хорошо понимает, что это такое”. “Главы районов, городских округов избираются и достаточно самостоятельны, у них отдельные бюджеты,— отметил источник в Мособлдуме.— Придется новому губернатору договариваться со всеми главами МСУ”.
Однако теми же внесенными в МГД Сергеем Собяниным поправками предполагается упразднить на новых территориях районы и городские округа, поскольку по закону о МСУ в состав одного города не могут входить другие города. Вместо городов, например Троицка и Щербинки, и районов в тех же границах появятся поселения. По мнению руководителя Центра правовой поддержки МСУ Марины Якутовой, “эти города и районы вынуждены стать поселениями и выполнять законы субъекта, в который входят”. “Москва может оставить глав муниципалитетов, передать им все полномочия, которые они выполняют, может быть, даже прибавить кое-что, но де-юре это означает понижение статуса муниципальных образований и их самостоятельности”,— отметила госпожа Якутова.