Из проживающих в Калининградской области 2100 побывавших в заключении в нацистских лагерях граждан жилищные сертификаты должны были получить всего 24 человека. Как рассказал «НГ» председатель Калининградской ассоциации бывших малолетних узников фашизма Эдуард Трущенков, восьмерым из них сертификаты уже были выданы и пожилые люди даже успели посмотреть новое жилье. Однако затем власти решили отыграть назад и не выдавать квартиры.
Заместитель министра по социальной политике правительства региона Юрий Богомолов подтвердил «НГ», что в отношении малолетних узников концлагерей возникла правовая неопределенность. В марте 2008 года в регионы было отправлено письмо за подписью начальника департамента жилищной политики Минрегионразвития РФ Сергея Баринова. В нем предлагалось распространить на малолетних узников концлагерей такие же льготы в улучшении жилищных условий, как и на участников боевых действий.
Однако в марте 2010 года появился новый документ за подписью тогдашнего заместителя министра регионального развития РФ Сергея Круглика. Согласно ему закон, который говорит о праве бывших узников на обеспечение жильем за счет федерального бюджета, «не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме». Таким образом, эти граждане «обеспечению жильем в рамках реализации Указа президента от 7 мая 2008 года не подлежат».
Нужно отметить, что подавляющее большинство калининградцев, побывавших в концлагерях, встретило старость в отвратительных квартирах. Так, бывшая узница Римма Скварко проживает в комнате общежития гостиничного типа в доме довоенной постройки, без горячей воды с общим туалетом на этаж. Она сообщила «НГ», что не знает, что ей теперь делать с торжественно врученным сертификатом: «Уж лучше бы я в концлагере умерла, чем дожить до такой «заботы».
После обращения Союза малолетних узников губернатор Калининградской области Георгий Боос более месяца назад попросил разъяснений у главы администрации президента РФ Сергея Нарышкина. Но ответа нет до сих пор. При этом проблема может потерять актуальность по естественным причинам. Еще в начале века в Калининградской области проживали три с половиной тысячи человек, прошедших через концлагеря. Сегодня их в полтора раза меньше. Если вопрос о статусе малолетних узников будет решаться прежними темпами, забота о них может свестись к оплате ритуальных услуг.