Борьба Леонида Федуна против административного ресурса в футболе может создать ему проблемы в бизнесе.
Когда в 2003 году Леонид Федун купил контрольный пакет акций футбольного “Спартака”, многие его спрашивали, зачем. Свой поступок предприниматель объяснил просто: “Я люблю футбол”. Кроме того, Федуну было обидно, когда проигрывала команда, носившая на груди логотип “ЛУКОЙЛа”. Но в жизни бывает, что игра, азарт и увлечение могут привести к совершенно непредвиденным последствиям. В России уже давно мало кто отваживается на открытое противостояние с “Газпромом” или с людьми из ближайшего окружения Владимира Путина. Это касается не только политики и бизнеса, но и других сфер общественной жизни. А вице-президент “ЛУКОЙЛа” и владелец футбольного клуба “Спартак” Леонид Федун вот уже который месяц находится в жестком клинче с всесильным газовым монополистом и футбольными властями страны. Пока дело касается исключительно футбола, но Федун сильно рискует: его противники имеют колоссальный административный ресурс и, как показывает практика, очень не любят, когда им пытаются перечить. Того и жди от них “асимметричного ответа”.
РОКОВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ
Страсти в российском футбольном доме разгорелись осенью этого года, после матча ЦСКА-”Спартак”. В одном из эпизодов спартаковский нападающий, бразилец Веллитон столкнулся с вратарем ЦСКА Игорем Акинфеевым, который в результате получил серьезную травму колена. Руководители ЦСКА были в ярости. Гендиректор команды Роман Бабаев назвал Веллитона подонком. Помимо армейцев разобраться с Веллитоном потребовали еще петербургский “Зенит” и московское “Динамо”, которые написали письма в Российский футбольный союз (РФС). Нелишне напомнить, что руководит РФС экс-президент “Зенита” Сергей Фурсенко, брат министра образования Андрея Фурсенко, там же, в “Зените”, в свое время работал и министр спорта Виталий Мутко. Контрольно-дисциплинарный комитет (КДК), посоветовавшись с исполкомом РФС, дисквалифицировал спартаковца на 6 матчей (правда, потом наказание смягчили, сократив срок дисквалификации вдвое).
Тут уже в ярость пришло спартаковское руководство. Леонид Федун откровенно назвал решение КДК ангажированным и принятым под давлением влиятельных болельщиков. А гендиректор и главный тренер красно-белых Валерий Карпин прямо назвал фамилии – глава “Газпрома” Алексей Миллер (структуры компании являются основными владельцами и спонсорами “Зенита”), вице-премьер правительства Сергей Иванов (курирует в правительстве оборонное ведомство и покровительствует ЦСКА) и глава Счетной палаты Сергей Степашин (возглавляет наблюдательный совет “Динамо”). А всю историю с дисквалификацией он охарактеризовал как “беспредел”.
Но на этом откровенные заявления не закончились. Валерий Карпин в одном из интервью рассказал, что “Спартак” был вынужден продать своего игрока Владимира Быстрова в “Зенит” по просьбе “сверху”. В недавнем матче с “Зенитом” был удален с поля один из основных защитников “Спартака” Николас Пареха, многие посчитали это решение рефери сомнительным. Позже футболисту была выписана дисквалификация на четыре матча. “Противно, – заявил после игры Леонид Федун (его слова приводит “Советский спорт”). – Мы предупреждали: стоит “Спартаку” повести в игре с серьезным соперником, как в дело включается судья. Ту историю с ЦСКА замяли, а зря”.
С ГОСУДАРСТВОМ НЕ СПОРИМ
Вся бизнес-карьера кадрового военного Леонида Федуна связана с “ЛУКОЙЛом”, куда он пришел в 1994 году. На сегодня он один из двух крупнейших частных акционеров компании – ему, по неофициальным оценкам, принадлежит около 9% акций. Больше только у Вагита Алекперова – около 20%. Но для большинства жителей нашей страны Федун сегодня прочно ассоциируется с московским “Спартаком”. Он тратит по несколько десятков миллионов долларов в год на финансирование клуба, а также за свой счет и с помощью “ЛУКОЙЛа” строит футбольный стадион в Москве (инвестиции оцениваются в $350 млн). На стадионе, возможно, будут проходить матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. А возможно, и не будут. Недавно министр спорта Виталий Мутко не исключил, что матчи примет стадион “Динамо”, а не “Спартак”. По странному совпадению это заявление было сделано спустя некоторое время после истории с Веллитоном.
Жесткие слова в адрес “влиятельных болельщиков” весьма нехарактерны для Леонида Федуна. Он, как и президент “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов, обычно старается избегать какой бы то ни было конфронтации с властями или окружением Владимира Путина. Например, в отличие от Михаила Ходорковского и ЮКОСа, “ЛУКОЙЛ” признал налоговые претензии в свой адрес и выплатил государству миллиарды рублей. Компания давно не участвует в активных политических процессах и старается всячески это подчеркивать.
Когда недавно “ЛУКОЙЛ” проиграл борьбу за крупные нефтяные месторождения Требса и Титова, Леонид Федун так это прокомментировал в интервью “Коммерсанту”: “Недра принадлежат государству. Есть политическая власть, которая все решает. Решили, например, в Бразилии, что все подсолевые запасы принадлежат компании “Петробраз”. Это их право. Такие условия деятельности хозяйствующих субъектов в этой стране. Зачем с этим спорить?”
При этом “ЛУКОЙЛ” был одной из первых российских компаний, которая активно начала покупать активы за рубежом. У “ЛУКОЙЛа” есть разведочные, добывающие, перерабатывающие и сбытовые активы примерно в трех десятках стран мира. Многие эксперты и сейчас склонны рассматривать эту стратегию как страховку от возможной экспроприации бизнеса со стороны государства.
ОПАСНАЯ АПОЛИТИЧНОСТЬ
И вдруг неконфликтный и аполитичный Федун вошел в клинч с сильными противниками на совершенно другой “поляне”. А это может оказаться весьма опасно. “Влиятельные болельщики” Миллер, Иванов, Степашин, Фурсенко и Мутко – это люди из близкого окружения Владимира Путина, которые обладают огромным административным ресурсом. Генеральный директор спортивного портала Sports.ru Дмитрий Навоша отмечает, что “Спартак” сейчас занимает явно оппозиционную позицию по отношению к футбольным властям, и противостояние это весьма серьезное.
Если дело ограничится только футбольными “разборками”, то “Спартак” не сможет завоевать в нынешнем чемпионате сколько-нибудь высоких позиций. Но конфликт может выйти и за пределы футбольного поля. И здесь аполитичность и внеклановость может сослужить Леониду Федуну дурную службу. “Известно, что “ЛУКОЙЛ” – это компания, которая не связана с основными политическими группировками в окружении Путина, хоть Алекперов и пытался всегда выстроить отношения то с одним влиятельным кланом, то с другим”, – говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Он отмечает: есть вопрос, что вообще в дальнейшем будет с компанией – “с учетом того, что она ни с какими политическими кланами не связана”.
Конечно, серьезно “прижимать” “ЛУКОЙЛ” из-за футбольного конфликта власти или госкомпании вряд ли станут. Ведь это будет колоссальная потеря репутации в глазах Запада с непредсказуемыми последствиями для правящей группы. А вот по мелочи навредить – это вполне реально. Например, основную часть добываемого “ЛУКОЙЛом” газа покупает сегодня “Газпром”. В 2010 году монополист купил 10 млрд куб. м из 14 млрд куб. м. В мае стороны подписали соглашение о покупке газа на 2012-2016 годы. Но “Газпром” всегда оставляет за собой право не пустить чужой газ в трубу, сославшись на нехватку прокачивающих мощностей, несмотря на наличие контракта. Ремонтные работы на газотранспортной системе также могут помешать выполнению соглашения. Есть у Леонида Федуна и другие бизнес-интересы. Например, инвесткомпания ИФД “КапиталЪ” и банк “Петрокоммерц”. Внеплановые проверки налоговой службы, ФСФР, ЦБ могут сильно осложнить работу любой финансовой компании.
Впрочем, пока эксперты надеются, что до бизнес-споров не дойдет. “Если футбольное противостояние, которое действительно наметилось у “Спартака” с футбольными властями, приведет к проблемам для Федуна в бизнесе, это поставит крест на любом негосударственном финансировании спорта, – говорит Дмитрий Навоша. – Хотелось бы думать, что этого не произойдет”. Впрочем, гарантий, что все закончится благополучно, в нынешней России Леониду Федуну дать не может никто.