«Полковник Щербаков» вернул шпионский скандал лета на первые полосы газет. «Коммерсант» сообщил данные о человеке, раскрывшем американской разведке сеть глубоко законспирированных агентов на Западе.
Об этом перебежчике журналистам стало известно немного. Фамилия без имени-отчества, звание — «Щербаков», якобы имел чин «полковника», двое детей — дочь, которая уже много лет по упущению коллег из СВР жила в США, и сын, сотрудник Госнаркоконтроля. Накануне раскрытия шпионской сети сын также покинул страну, а буквально за три дня до июньского визита Дмитрия Медведева в штаты бежал из страны и сам Щербаков. Иностранные источники среди перебежчиков утверждают, что «Щербаков», существует реально, и его имя — Александр Васильевич. Об этом сообщил Washington Post экс-генерал КГБ Олег Калугин.
«После этого американцы, опасаясь, что мы, заподозрив предательство, начнем вытаскивать из США своих нелегалов, начали их арестовывать,— пояснил источник «Коммерсанту».— Это поставило Белый дом в крайне неловкое положение и заставило понервничать: никто ведь не хотел осложнять первый визит Медведева в Штаты».
Источник в ЦРУ Паула Вайс заявила «New York Times», что у агентства нет комментариев по поводу публикации в «Коммерсанте». Служба внешней разведки так официальных комментариев не дала.
Однако, в публикации «Коммерсанта», ставшей источником этого скандала, много странностей, отмечают специалисты, что даёт основания предположить — это было не журналистское расследование, а преднамеренный «слив» закрытой информации.
Бывший спецкор «Коммерсанта» Дмитрий Сидоров отмечает, что это издание используется Кремлём. Основной смысл раскрытия информации — нанести удар по главе СВР Михаилу Фрадкову. Главный бенефициар публикации — руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Нарышкин.
«Основная цель этой истории — выставить СВР шутами», — считает журналист.
Политолог Владимир Прибыловский рассматривает две версии — возможные интриги вокруг стремления слить ФСБ и СВР в одно суперведомство, и внутренние межклановые разборки внутри самой службы внешней разведки. «Однако что там произошло на самом деле, мы вряд ли узнаем — СВР настолько закрытая корпорация, что нам остаётся верить на слово перебежчикам», — пояснил политолог.
Вызывают сомнения некоторые детали рассказанной «Коммерсанту» истории. Скажем, высшим достижением агента «Хуана Лазаро», ныне известного под именем Михаил Васенков, являлось то, что он «умудрился добыть расписание зарубежных визитов президента США на несколько лет вперед». Напомним, что американские президенты выбираются на 4-летний срок, и последний год своих полномочий тратят на предвыборное турне. Достаточно тяжело поверить в то, что существует даже 3-летний план официальных визитов. Но 3 года — это не «несколько». Впрочем, если такой документ и правда существует, то какова его практическая ценность?
Следователи, впрочем, всё же попытались разговорить нелегала, сломав ему при допросе три ребра и ногу», — цитирует издание слова источника. Возможно, американские контрразведчики действительно настолько же жестоки, как российские оборотни в погонах. Однако, не факт, что подобные методы допросов применяются — в конце концов, по идее разведчиков тренируют выдерживать пытки.
Вызывает сомнение и боязнь Щербакова пройти тест на детекторе лжи — якобы из-за этого он отказался от очередного повышения. Бывшие разведчики неоднократно заявляли, что в самой СВР разработаны методики, выучившись которым, можно обмануть прибор. Либо рассказы о том, что детектор можно обойти — вымысел, либо же отказ от повышения имел другие причины.
Что точно известно — так это дальнейшая судьба предателя. Она предопределена — утверждают источники «Коммерсанта». Рано или поздно он будет убит. «Мы знаем, кто он и где он. Он предал или за деньги, или его попросту на чём-то поймали. Но можете не сомневаться — Меркадера за ним уже послали,— сообщил изданию один из высокопоставленных сотрудников кремлевской администрации и добавил: — Участь такого человека незавидна. Он всю жизнь будет за собой это тащить и каждый день бояться возмездия». Рамон Меркадер — это человек, ликвидировавший Льва Троцкого. За успешно проведённую операцию Рамона Ивановича Лопеса (это имя он получил после освобождения и переезда в СССР) был награждён звездой героя, а после смерти похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Насильственная смерть или гибель при странных обстоятельствах — это фирменный почерк российских спецслужб. Подобные случаи происходили и после падения СССР. К слову, недавно погибли два бывших двойных агента, один до раскрытия шпионской сети, другой — сразу после. Перебежчик Сергей Третьяков, бывший высокопоставленный сотрудник СВР, бежавший на Запад в 2000-м году и так же «сдавший» многих агентов, скончался в США «от естественных причин» — якобы, он подавился куском мяса и задохнулся. Это произошло 13 июня.
Евгений Торопов, бывший офицер Управлении внешней контрразведки СВР бежал примерно в то же время, что и его коллега Третьяков. Но прожил чуть меньше — в апреле этого года он, купаясь в ванной, схватился рукой за включённый электроприбор.
Список смертей перебежчиков дополняют бывший первый заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам Аркадий Шевченко, бывший заместитель начальника 7-го отдела Второго главного управления КГБ Юрий Носенко, архивист КГБ Василий Митрохин.
Но некоторым укрывшимся на Западе перебежчикам пока удаётся уходить от той судьбы, которую им обещали за предательство: самой известной персоной, конечно, является Владимир Резун, он же Виктор Суворов. Кроме того, развединформацией делились сотрудник резидентуры ГРУ Станислав Лунёв, полковник резидентуры СВР Виктор Ощенко, полковник ГРУ Физрет Джабезов, сотрудник военной разведки полковник Сергей Бохан, сотрудник резидентуры внешней разведки по научно-технической линии Сергей Илларионов.
Удалось сохранить жизнь и бывшему высокопоставленному руководителю подразделений центрального аппарата и территориальных органов КГБ генералу Олегу Калугину. Он уехал в США в 1995 году. В 2000-м году дал свидетельские показания на суде против разоблачённого российского разведчика Джорджа Трофимофф. Кроме того, он выпустил несколько публикаций, раскрывающих деятельность российских спецслужб.
Кстати, он прокомментировал информацию о Щербакове изданию Washington Post. Он уверен, что Щербаков — это реальная фамилия, а не псевдоним, и его зовут Александр Васильевич.
«Я помню молодого парня с таким именем, который работал для меня в контрразведке СВР и позже с нелегалами», — заявил Олег Калугин, ссылаясь на глубоко законспирированных шпионов, которые внедрены в западное общество под чужими именами. «Я помню его имя, но я бы не узнал его на улице», — добавил Калугин.
Анонимный источник в ЦРУ заявил тому же изданию, что подтверждает реальность «Александра Васильевича Щербакова». Отставной офицер ЦРУ, занимавшийся контрразведывательными операциями против СВР сказал, что он «от 90 до 100 процентов уверен», что шпион, названый «Коммерсантом» — Александр Васильевич Щербаков, с которым он встречался в Мосве «девять или десять лет назад».
Другое американское издание, New York Post опросило бывших офицеров ЦРУ, имевших отношение к работе с русскими агентами.
«NYP»: — Как часто спецслужбам удаётся завербовать кого-либо столь высокопоставленного, как «полковник Щербаков»?
— Ни о каком «часто» и речи нет. Такое случается – очень редко, говорит Роберт Айерс, бывший офицер американской разведки.
«NYP»: — Насколько нанесённый ущерб значителен для Кремля?
— Потенциально огромный, так как есть признаки того, что Щербаков работал двойным агентом на протяжении многих лет.
«NYP»: — Значит ли это, что Россия потеряла всю свою сеть глубоко законспирированных агентов, работающих в Соединённых Штатах?
— Вполне вероятно, всю сеть российских нелегалов в США как следует разворошили, считает Марк Стаут, бывший офицер американской разведки, ныне историк музея международного шпионажа в Вашингтоне.
«NYP»: — Какое самое слабое место российской разведки продемонстрировала работа Щербакова?
— Отсутствие у русских столь же высокопоставленного двойного агента в американской разведке, который бы знал истинную роль Щербакова, и успел бы его сдать до того, как он предал.
«NYP»: — Есть ли ещё настолько же высокопоставленные двойные агенты в Москве?
— В конце 90-х годов, когда, видимо, завербовали и Щербакова, была настоящая «золотая эра» для вербовки западными шпионами агентов среди офицеров российской разведки.
«NYP»: — Что теперь Вашингтону делать с Щербаковым?
— Провести с ним «разбор полётов». Столь высокопоставленный офицер российской разведки, как полковник Щербаков, возможно, сможет обеспечить американскую сторону большим объёмом аналитической развединформации, заключает Марк Стаут.
«NYP»: — А что предпримет Кремль?
— Ликвидирует его. Уже неоднократно длинные руки русских протягивались в другие страны, чтобы убить предателя, напоминает Роберт Айерс.