В Мособлсуде в четверг состоялся процесс, который наглядно продемонстрировал, как проходила завершившаяся в прошлом году переаттестация сотрудников МВД в полицейских. Двое не прошедших испытание участковых из Истры представили суду выводы экспертов, изучивших копию документов с подписями уволенных сотрудников и аудиозапись заседания аттестационной комиссии, представленные представителями руководства полиции.
Согласно экспертизе, копия была смонтирована из двух разных частей, в аудиофайле “были обнаружены… признаки монтажа, который указывает на изменение звукозаписи”. Участковые, ранее имевшие проблемы с начальством, подозревают, что оно воспользовалось переаттестацией, чтобы избавиться от неугодных сотрудников, прибегнув для этого к фальсификации данных, пишет газета “Московский комсомолец”.
По данным издания, участковыми, обратившимися в суд, являются начальник отдела УУМ Сергей Корягин и его заместитель Татьяна Старкина. Еще до начала переаттестации они столкнулись с прессингом руководства и были уволены, но после обращения в суд обоих восстановили на работе. Правда, после этого участковым пообещали, что предстоящую аттестацию они не пройдут.
- В МВД будут брать только храбрых, честных, способных мыслить логически и не склонных к суициду
Однако 27 июля 2011 года аттестационная комиссия рекомендовала обоих для прохождения службы в полиции. Но спустя 10 дней им был выдан письменный документ, в котором говорилось: для прохождения службы в полиции не рекомендованы.
Участковые снова пошли в суд, где юристы, представлявшие интересы руководства истринской полиции, продемонстрировали аудиозапись заседания аттестационной комиссии. Прослушав ее, участковые поняли, что это монтаж.
“Во-первых, я услышала на записи совсем другое решение. Во-вторых, там не было слов, которые я говорила в ответ на него”, – рассказывает Старкина. То же самое было и с записью аттестации Корягина.
Кроме того, юристы предоставили копию документов, которые доказывали законность увольнения участковых. На одном из них была подпись Корягина, которую он, по его утверждению, никогда не ставил.
По мнению участковых, подпись и аудиозапись были подделаны их начальством. “На момент прохождения нами аттестации наш начальник находился в отпуске – и решение оставить нас в полиции принималось без него. Видимо, узнав об этом, он дал своим подчиненным указание во что бы то ни стало избавиться от нас”, – предполагает Татьяна Старкина.
Экс-милиционеры по всей России судятся с аттестационными комиссиями
Отметим, что сообщения о том, что прошедшая переаттестация являлась фарсом, а на деле стала поводом для недобросовестных руководителей избавиться от неугодных сотрудников, звучали и ранее. В частности, такое предположение высказывали председатель профсоюза сотрудников милиции Михаил Пашкин и депутат Госдумы Александр Хинштейн. По мнению Пашкина, кандидатов в полицейские отбирали главным образом по принципу верности начальнику, а почти всех “свободно мыслящих” уволили.
“МК” тогда провела собственное расследование того, как проходили переаттестацию столичные милиционеры. Как выяснилось, в “заочном добровольно-принудительном порядке”. Один из оперативных сотрудников рассказал, что начальство собрало всех на совещании и объявило, что нужно написать рапорт о просьбе проводить переаттестацию без личного присутствия. “Руководство объяснило, что, мол, все уже решено, а комиссия – это формальность. Тем, кто все же не хотел писать эту бумагу, намекнули, что к буквоедам комиссары будут относиться предвзято”, – пояснил собеседник издания.
Глава МВД Рашид Нургалиев ранее, говоря о не прошедших переаттестацию сотрудниках ведомства, заявлял, что они имеют право отстаивать свою правоту в суде и руководители полицейских подразделений должны быть к этому готовы.
Помимо истринских участковых советом министра воспользовались еще ряд сотрудников правоохранительных органов. Так, в октябре 2011 года сообщалось, что в Тульской области суд приступил к рассмотрению иска бывшего старшего оперуполномоченного отдела уголовного розыска к ОВД по Узловскому району, не рекомендованного для прохождения службы в полиции. Экс-милиционер просил признать это решение аттестационной комиссии незаконным, передает “Тульская пресса”.
Кроме того, с аналогичным требованием в сентябре 2011 года в суд обратился сотрудник районного отдела УВД по Тульской области. Лобастов, также не рекомендованный для работы в полиции, заявлял, что при проведении аттестации было грубо нарушено действующее законодательство и созданы препятствия к осуществлению его трудовых прав, сообщает сайт police-russia.info.
Рядовые полицейские осмеяли реформу
Сами милиционеры также приводили анекдотические случаи того, как проходил отбор в полицию. “Улыбнул ответ ППСника о сторонах света: “Север, юг, восход, закат”. Сама лично слышала, ибо по очереди отвечала за этим чудо-полисменом”, – написала на форуме “Клуба сотрудников милиции” одна из сотрудниц МВД. Другой участник обсуждения аттестации рассказал, что коллега написал в графе “Вероисповедание” – “крестьянин”.
Некачественность отбора подтверждают и другие факты. Так, в ноябре 2011 года стало известно, что столичный полицейский умудрился пройти аттестацию, находясь под следствием.
Еще один сотрудник МВД, не прошедший отбор, в октябре дал ряду СМИ интервью о положении дел в воронежской полиции. Бывший старший участковый уполномоченный Левобережного РОВД Воронежа Роман Хабаров, имеющий 18-летний стаж работы в милиции, рассказал о применении пыток, подбрасывании наркотиков, борьбе за показатели и других незаконных методах работы стражей порядка. Интервью вызвало широкий общественный резонанс. На бунтаря завели статью.
МВД протестует: переаттестация была качественной. Министр и президент довольны
Между тем МВД то, что переаттестация вылилась в расправу над несогласными, отрицает. Система проведения внеочередной аттестации сотрудников МВД практически исключала возможность “сведения счетов” начальством с неудобными подчиненными, заявил замглавы ведомства Сергей Герасимов.
По словам Герасимова, переаттестацию, стартовавшую 1 марта 2011 года и завершившуюся 1 августа 2011-го, успешно прошли 875,3 тысячи сотрудников органов внутренних дел (более 90%). При этом штатная численность, которая определена на 1 января 2012 года, предполагает 907,6 тысячи сотрудников. Самыми неукомплектованными структурами после переаттестации сотрудников МВД оказались ДПС и ГИБДД.
На милицейских форумах отмечали, что сокращение затронуло, в основном, рядовых милиционеров. Из 360 кандидатур на руководящие посты МВД сохранили свои должности 309 сотрудников. Такой высокий показатель послужил поводом для сомнений в строгости отбора. Эксперты расценили реформу и переаттестацию как провальную. Отмечалось, что некоторые из уволенных остались работать в структурах МВД, а остальные ушли в отставку по возрасту.
Глава МВД Рашид Нургалиев также опровергал, что переаттестация в МВД была формальной. Министр привел два примера: 7 июня 2011 года оперативниками Управления собственной безопасности Главного управления МВД России по городу Москве был задержан их же коллега из Северного административного округа столицы, вымогавший у одного из сотрудников денежное вознаграждение за оказание содействия в прохождении аттестации. 4 июля при получении взятки в размере 50 тысяч рублей был задержан инспектор ОВД “Пушкинское” ГУ МВД России по Московской области. За указанную сумму он пообещал коллеге положительно решить вопрос о его дальнейшем прохождении службы в полиции.
Отметим, что всего два случая нарушений – маловато, учитывая, что, по данным статистики, из примерно 13,5 тыс. сотрудников, проходивших специальные психофизиологические исследования, около 4,2 тыс. (то есть, треть милиционеров) пытались обхитрить комиссию, чтобы сохранить работу.
10 ноября 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев объявил, что цель внеочередной аттестации в МВД достигнута, структура и численность органов внутренних дел оптимальна, новых решений не планируется.
Глава МВД Рашид Нургалиев пошел еще дальше. Он заявил, что в полиции “лучшие из лучших”, а “взяточничество, злоупотребления служебными полномочиями, коррупция остались в прошлом”. За такое смелое высказывание блоггеры немедленно наградили главу МВД прозвищем “эльфийский министр”.
Пафос заявлений министра внутренних дел тут же подпортили его подчиненные. Буквально через пару часов после того, как речь Нургалиева передало российское телевидение, под Москвой был арестован лейтенант полиции, вымогавший деньги у гробовщика. В тот же день был взят под стражу заместитель начальника полиции во Владивостоке, пойманный на “крышевании” игорного притона. А еще один полицейский попытался сбежать с места аварии, в результате которой погиб водитель грузовика.
Криминальная хроника также как будто подтверждала, что министр живет в мире иллюзий и оторван от действительности. Так, обретение нового статуса “господ полицейских” силовики отметили вымогательством в кабинетах и на дорогах, а также “поджогом гастарбайтеров, насмерть сбитыми пешеходами, “внезапными” смертями задержанных в КПЗ”.
Особо отличились пермские омоновцы. После ссоры в деревенском кабаке поселка Усть-Черная Гайнского района они решили “поиграть в индейцев”. Стражи порядка устроили налет на дом селян и сняли скальп с 41-летнего врача Олега Бычкова. Вместе с погибшим медиком был избит и его друг Сергей Пипкин, но ему удалось выжить, хотя мужчину заставили копать себе могилу.