В России в пятницу проходят траурные мероприятия, посвященные трагической дате – 11 лет назад, 12 августа 2000 года, в Баренцевом море затонула подводная лодка “Курск”, в результате чего погибли 118 человек. Памятные церемонии проходят на всех флотах российского ВМФ, а также в военных округах. На кораблях и подводных лодках приспущены флаги, во флотских частях и подразделениях пройдет минута молчания в память об экипаже “Курска”.
Торжественным построением и возложением венков и цветов к мемориалу погибшим морякам АПЛ “Курск” отметят скорбную годовщину в гарнизоне Видяево. На пирсе, от которого подлодка отправилась в свой последний поход, пройдет поминальная служба, передает “Интерфакс”.
Как сообщили ИТАР-ТАСС в Управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ, на Северном флоте запланирована церемония возложения венков на воду в Мотовском заливе Баренцева моря с участием командования флотом, родственников и членов семей погибших подводников.
Жители Мурманска возложат венки и цветы к памятнику погибшим морякам возле храма “Спас-на-Водах”. Митинг памяти состоится на Росляковском кладбище у могилы капитан-лейтенанта Бориса Гелетина – единственного уроженца Курска, похороненного в Кольском Заполярье.
По данным Минобороны, в Москве память погибших почтят возложением венков к памятному знаку погибшим подводникам у Центрального музея ВС РФ. В Тушинском парке, на причале у музея “Подводная лодка Б-396″ намечен комплекс памятных мероприятий с участием представителей командования ВМФ, общественной организации “Клуб адмиралов”, ветеранских организаций, военных моряков, родственников погибших моряков- подводников.
Поминать подводников будут в Махачкале, Воронеже, Севастополе и других городах России, Украины и Белоруссии.
Мероприятия, посвященные 11-летию со дня гибели АПЛК “Курск”, прошли в Курске, в честь которого была названа лодка. Почтить память моряков собрались представители местной власти, родные и близкие погибших подводников, а также представители общественных организаций и жители города.
На мемориале павшим в годы Великой Отечественной войны, где установлен памятник подводникам, собралось около 200 человек. Многие жители принесли цветы, чтобы возложить на могилы 12 членов экипажа подлодки, похороненных в Курске: Юрия Анненкова, Романа Аникиева, Виктора Кузнецова, Романа Кубикова, Дмитрия Старосельцева, Олега Евдокимова, Ивана Цимбала, Сергея Калинина, Василия Кичкирука, Дмитрия Миртова, Алексея Некрасова и Сергея Узкого.
Архиепископ Курский и Рыльский Герман совершил в память о погибших подводниках литию. Представители областной и городской администрации, а также родные подводников возложили венки к могилам. Затем букеты на могилы принесли жители Курска.
Об упокоении душ погибших подводников в 11-ю годовщину молится и Русская православная церковь. В московском храме Воскресения Господня за Серпуховскими воротами состоится панихида. В Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга, где память об экипаже “Курска” увековечена на мемориальных досках, также отслужат панихиду по погибшим.
Как сообщил РИА “Новости” представитель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, в Северной столице также пройдет торжественная церемония отдания воинских почестей погибшему экипажу – возложения венков и цветов к мемориалу АПРК “Курск” и прохождение роты почетного караула Ленинградской ВМБ.
В церемонии примут участие родные и близкие погибших подводников, командование ВМФ, ветераны-подводники, члены Санкт-Петербургского клуба подводников, а также ветеран-подводник австралийских ВМС Филипп Лис. В Петербурге на Серафимовском мемориальном кладбище похоронены 32 члена экипажа АПРК “Курск”.
Хроника трагедии
В августе 2000 года экипаж “Курска” вышел в море для участия в походе кораблей Северного флота. Мероприятие должно было стать последней практической тренировкой флота перед выходом в Средиземное море. На борту атомохода находились 118 человек: 111 членов экипажа, пять представителей штаба 7-й дивизии подводных лодок Северного флота РФ и два сотрудника предприятия “Дагдизель”.
12 августа подлодка выполнила условный ракетный удар по кораблям предполагаемого противника, после этого АПЛ на связь больше не вышла. После тщательных поисков “Курск” был обнаружен через двое суток на глубине 108 метров в 80-ти милях от главной базы Северного флота – Североморска.
За 16 дней водолазы смогли обнаружить и поднять на поверхность 12 тел подводников. После подъема атомохода из воды из его корпуса извлекли тела еще 103 подводников. Двое матросов – Дмитрий Котков и Иван Hефедков, а также главный специалист “Дагдизеля” Мамед Гаджиев остались навсегда в море.
Согласно выводам правительственной комиссии, причиной гибели экипажа “Курска” стал взрыв торпеды в носовом отсеке субмарины. Комиссия, работавшая более двух лет, установила точное время гибели подлодки.
Как считают эксперты, моряки погибли не все сразу. Некоторые из них действительно скончались через несколько секунд после взрыва, как и утверждалось ранее. Однако смерть 23 моряков, остававшихся в девятом отсеке АПЛ, наступила только через 6-8 часов. Однако к моменту обнаружения лодки спасти их уже было невозможно, уверены специалисты. По неподтвержденной версии расследований, проведенных журналистами, моряки оставались живыми дольше.
Как напоминает “Новая газета” в связи с трагической годовщиной, в 2001 года после широкого общественного резонанса “самый бездарный главком российского флота” Владимир Куроедов отправил в отставку не только “козлов отпущения”, но и тех, кто действительно виновен в трагедии “Курска”.
Указ президента позволил многим избежать приговора суда по уголовному делу о гибели подлодки, отмечает корреспондент газеты Елена Милашина. В 2002 году дело было закрыто “за отсутствием виновных”. Главком Куроедов ушел в отставку по состоянию здоровья только в 2006-м.
Между тем в 2004 году, напоминает журналистка, Басманный суд Москвы признал виновными “Новую газету” и ее лично “в распространении порочащих и не соответствующих действительности сведений” за статью “Дело “Курска” надо открывать заново”.
Суд базировался на заключении главного судмедэксперта Минобороны Виктора Колкутина, подписавшего экспертизу, в которой было сказано, что подводники в девятом отсеке умерли через 4,5-8 часов после взрывов на “Курске”. Другую экспертизу составил главный штурман ВМФ РФ Сергей Козлов, который указал, что сигналы SOS действительно фиксировались до вечера 14 августа 2000 года, но производили их “неустановленные следствием люди с неустановленного следствием корабля”.
В этом году, надеется журналистка, Страсбургский суд может вынести свое решение по жалобе №409/06 “Новая газета” и Милашина против Российской Федерации” – речь в ней идет о разбирательстве вокруг “Курска”.