Можно не сомневаться, в этот день где-нибудь на Васильевском спуске или даже на самой Красной площади, на наспех возведённых помостах, в переливчатых лучах лазерного шоу перед накаченной пивом, полупьяной толпой будут, размахивая триколорами, кривляться современные звёзды эстрадного гламура и петь про страну, которую они сами совершенно не стесняются публично называть “этой”. Уже на протяжении девятнадцати лет, с 1992 года в РФ отмечается день государственного образования (именно государственного образования, которое не следует путать с понятием “Родина”!), о котором большинство его нынешнего населения отзывается как угодно (с безразличием, иронией, презрением, отвращением, даже ненавистью), но только не с уважением, и уж тем более не с любовью.
Более того, в нашей стране на сегодняшний день становится всё больше людей, готовых уехать из неё навсегда. Причём, куда угодно, вплоть до заштатных государств-лимитрофов Восточной Европы, наподобие разных там Словакий и Словений, лишь бы только подальше от современной РФ с её тандемом, “Газпромом”, нацпроектами, суверенной демократией и увиливающим от теста на проверку грамотности Андреем Фурсенко во главе Министерства образования и науки.
“Валить из Рашки” – это на сегодня едва ли не самый популярный тренд среди обитателей крупных городов (особенно Москвы и Петербурга) в государстве, чей праздник власть ежегодно с большой помпой отмечает 12 июня.
Впрочем, стоит ли этому сильно удивляться?
Ведь за тот 21 год, что прошёл с момента принятия Съездом народных депутатов РСФСР “Декларации о государственном суверенитете РСФСР” было создано совершенно уродливое образование-мутант со столь чудовищным социальным строем, что жить в нём подавляющему большинству людей не просто некомфортно, а отвратно и тошно. Где не хочет оставаться даже один из его главных архитекторов и проектировщиков М.Горбачёв, предпочитающий, что весьма характерно, пышно справлять собственные юбилеи не в Москве, а в Лондоне.
Поднявшаяся в 90-х мощная миграционная волна к настоящему моменту не только не ослабла, но даже имеет тенденции к усилению, несмотря на десятилетние заклинания официоза о России, “встающей с колен”. Из которых, кстати говоря, логически следует, что на коленях она всё-таки находилась (находится и поныне – добавлю от себя), хотя это и пытается весьма нелепо отрицать президент Д.Медведев, заявлявший, что, мол, не было никакого поражения в “холодной войне”.
Например, более чем красноречивые цифры можно увидеть на сайте Соцопрос.ру, где приведены результаты Интернет-голосования по вопросу “Эмиграция – перспектива или тупик?”.
Так вот, близкие по смыслу варианты ответа “перспектива, если бы была возможность, я бы уехал(а) в развитую страну (Европа, США, Австралия и т. п.)” и “перспектива, надо ехать в развивающиеся страны, там больше возможностей” предпочли соответственно 61% (381 человек) и 14% (91 человек) из числа принявших участие в опросе. А противоположные им по смыслу “я не эмигрирую только потому, что не хочу всё время говорить на иностранном языке” и “мне в России лучше” набрали всего лишь 7% и 18% (44 и 113 человек соответственно).
Таким образом, согласно результатам данного опроса (подобных которому на самом деле проводилось и проводится множество) аж 75% опрошенных рассматривают эмиграцию как шаг весьма оправданный и полезный. На основании чего можно вполне уверенно констатировать: желание “валить из Рашки” – это достаточно массовое устремление среди нынешних граждан РФ.
Следует также отметить, что многочисленные данные тех же социологических исследований констатируют, что миграционные потоки из страны из года в год молодеют. Если в начале 90-х из России уезжали, главным образом, в развитые страны Западной Европы и США, причём, уезжали по большей части учёные и высококвалифицированные специалисты, то в “нулевых” к ним прибавились массы тех, кого весьма метко нынче называют “офисным планктоном”: всевозможные менеджеры, рекламщики, пиарщики, бухгалтеры, юристы и т.д. То есть, те, кто в отличие от научных и технических специалистов, своевременный вывоз которых из бывшего СССР являлся весьма важной политической и стратегической задачей Запада, никакой ценности для принимающих их стран не представляют. Планктон – он везде планктон. Вряд ли они в массе устроят в тех странах свою жизнь с материальной точки зрения принципиально лучше, чем в РФ. Собственно, к этому нет никаких объективных предпосылок – менеджеров и прочего офисного планктона там и своего хватает, а современное российское образование не даёт и десятой доли тех высококвалифицированных специалистов, которые в своё время были в СССР. Но нет – едут и едут. Значит, дело не только в погоне за материальными благами. Есть и иные причины, побуждающие людей делать выбор в пользу жизни на чужбине.
Кстати, явное омоложение миграционного потока – симптом сам по себе тревожный. А при существующем в России провале в рождаемости и продолжающемся стремительном старении населения – тревожный вдвойне. Если в РСФСР в 1989 г. согласно статистике, приведённой академиком РАЕН И.А.Гундаровым, проживало 34 миллиона человек в возрасте 15-34 года, то сейчас таковых уже менее 20 миллионов при общем резком снижении численности населения. Он означает одно: даже крайне немногочисленная на сегодня молодёжь – и та не может найти себе место в нынешней жизни и готова, покинув Россию навсегда, искать лучшей доли за границей.
И эта особенность характерна практически для всех без исключения постсоветских стран: народ, в первую очередь, молодёжь валит из них валом. Из среднеазиатских государств эти потоки направлены в Россию (т.н. гастарбайтеры), из Украины и Молдавии – частично в Россию, частично в Восточную Европу, из стран Прибалтики – главным образом, в Западную Европу. Отмечаемый в этом году двадцатилетний юбилей уничтожения СССР и ликвидации на всей его территории советской власти и социалистического строя ознаменовался созданием на его обломках таких государственных образований, которые не в силах выполнять даже основную функцию государства – создавать для своих граждан социально комфортные условия для жизни, при которых они бы чувствовали себя уверенными и защищёнными. И сколько бы, к примеру, в нынешней Латвии местные националисты не злобствовали по поводу “русских оккупантов”, сколько бы не запрещали советскую символику и не бросали в застенки наших ветеранов, им никогда даже близко не подобраться к достижению того уровня жизни, который был в Латвийской ССР, бежать из которой ни у кого желания не возникало даже близко.
С полным на то правом можно утверждать, что постсоветские режимы (за исключением Белоруссии, которую сейчас Запад и РФ совместными усилиями пытаются задушить как экономическими, так и политическими мерами) оказались дисфункциональны в главном: в предоставлении своим гражданам возможности спокойно, уверенно и счастливо жить именно в своём государстве. И связывать именно с ним будущее собственных детей.
Что же на сегодняшний день является главной причиной распространения в нашей стране эмигрантских настроений? Ведь совершенно очевидно, что причины современной эмиграции русских из России за границу весьма отличны от тех, что побуждали навсегда покидать родные места, скажем, ирландцев в XIX в. или даже часть наших соотечественников после 1917 года – тотальный голод или поголовное физическое истребление им здесь всё же не грозит. В тех же крупных городах РФ, где, кстати, стремление к эмиграции наиболее выражено (причём, особенно это заметно среди 25-35-летних), на сегодняшний день вполне возможно найти сносную, а иногда даже и хорошо оплачиваемую работу. Квартиру, конечно же, с нынешним уровнем цен на недвижимость не купишь, и даже пресловутая путинская ипотека на деле выливается в сплошной грабёж, но снимать отдельное жильё, тусить и пьянствовать в выходные по “клубешникам”, а во время двухнедельного отпуска мотаться куда-нибудь в Шарм-эль-Шейх вполне реально.
Казалось бы, чего ещё нужно в жизни современному среднестатистическому обывателю? Вот оно, воплощение россиянской мечты: живи, потребляй, да радуйся!
Ан-нет. Если жить и потреблять с грехом пополам удаётся, то вот искренне радоваться как-то не получается. Ну никак.
Отсюда напрашивается вполне обоснованный вывод: глубинный русский архетип, которому испокон веков присущи такие черты, как стремление к вещам, которые при желании можно истолковать как абстракции (правда, справедливость и т.д.), хоть и подвергся сильному чужеродному воздействию, но по-прежнему жив. И то, что побудительным мотивом к эмиграции зачастую служит осознание того, что “нет на Руси правды, одна кривда осталась” и, как следствие, порождаемое им чувство глухого отчаяния – только доказывает данный тезис.
Согласно учению Карла Юнга, который собственно и ввёл в научный оборот понятие “архетипа” как универсальной, изначально врождённой психической структуры личности, его характерной чертой является амбивалентность, то есть наличие как позитивного, так и негативного аспекта. На основании чего рискну предположить, что и выбор в пользу “голосования ногами” среди всех прочих вариантов (активного сопротивления, борьбы и т.д.) при каждодневном столкновении с современными “свинцовыми мерзостями русской жизни“ также является проявлением русского архетипа, только на этот раз уже его тёмной, негативной стороны.
Не в силах примириться с царящей вокруг беспросветной несправедливостью, ощущение которой в глубинной своей сути не сводится к вопросу размера зарплаты, а имеет прямое отношение к вещам опять-таки в достаточной степени отвлечённым (чувство сопричастности к успехам страны, гордость за свой народ, смысл жизни и т.д.) русский человек видит в эмиграции ещё и подобие духовного выхода. И это, кстати, тоже, увы, вполне по-русски: как в прежние времена раскольники отправлялись в глухие алтайские леса искать заповедную страну Беловодье, сохраняя при этом тотальное неприятие современной им Руси и всего, что с ней связано (вплоть до отказа есть с никонианами из одной посуды), так и многие современные эмигранты, донельзя озлобленные на нынешнюю Россию, уже готовы из неё мотать буквально куда глаза глядят.
Дабы не быть голословным, приведу выдержку из интервью одного русского эмигранта, уехавшего даже не в страну-лимитроф Восточной Европы, а в самое что ни на есть государство “третьего мира”, в Доминиканскую республику, бывшую испанскую колонию, расположенную на восточной части острова Гаити, что в Карибском море. На мой взгляд, его слова наиболее полно и ёмко характеризуют движущие мотивы тех, кто готов бежать (в данном случае как раз уместно употребление именно этого глагола – “бежать”, а не “уезжать”) из нашей страны навсегда:
“- Скучаете ли по России?
– Нет. По друзьям, по любимому городу, по молодости – да. Но не по России.
– Готовы ли Вы вернутся обратно, если вдруг предложат, допустим, работу и т.п.?
– Хорошую работу, хорошую зарплату, в придачу квартиру, машину, дачу? Нет.
– Однако, Доминиканская республика – не самое богатое или успешное государство. В чем же, если говорить вкратце, его преимущество по сравнению с Россией?
– Непросто всё это объяснить. Давайте так: здесь мы чужие, нас сюда не звали, ничего не обещали и ничего нам не должны. Но: нам дают возможность жить! Здесь не принимаются решения, направленные на наше уничтожение. Да, и здесь у власти стоят люди, которым, пожалуй, наплевать на простых людей. Но это чужое для нас правительство! А быть в России русским и понимать, как твоя же власть издевается над тобой – неприятно… Плюс здесь один: ты живёшь в совершенно чужой стране, но при этом живёшь, как человек!”(“Зачем русские эмигрируют из России в страны третьего мира”).
Обратите внимание: этот человек, прекрасно понимая, что в правительстве Доминиканской республики, известной в истории разве что своими военными переворотами, сидят люди, которым, мягко говоря, “наплевать на простых людей”, тем ни менее утверждает, что там он имеет возможность жить как человек.
Почему? Потому что это “чужая страна” и “чужое правительство”, на которые наплевать уже ему самому.
Заняв определённую социальную нишу и имея возможность удовлетворить свои материальные потребности, он не предъявляет властям Доминиканской республики претензий морального плана, и царящая на острове социальная несправедливость не вызывает столь резкого неприятия, как в России. Ведь это чужой остров и несправедливость среди чужих людей. Таким образом, чувство острого психологического дискомфорта снимается: ни он ничего не должен доминиканскому правительству, ни оно ему, они просто сосуществуют в рамках единого правового поля и не более.
А вот в России сосуществовать с властью, воспринимая её при этом как тотально чужую, не получается. Это противоречит русской натуре, чьё мировосприятие настолько тесно связано с государством, что наш человек всё равно не может оставаться по отношению к нему сторонним и холодным наблюдателем. А “быть в России русским и понимать, как твоя же власть издевается над тобой” оказывается не просто неприятно, а невыносимо. В конце концов, в окружении чужих, воспринимаемых изначально в качестве таковых, жить оказывается даже более сносно, чем в окружении изначально своих, обернувшихся предателями и врагами.
Говоря о современной эмиграции, об “утечке мозгов” и т.д. многие эксперты, акцентируя внимание на вопросах сугубо материальных и потому избитых (уровень зарплат, доступность жилья, возможность получить качественное образование), почему-то совершенно обходят вниманием психологический фактор. Но как мы видим, он является не просто немаловажным в числе причин, побуждающих людей к отъезду из России навсегда, но и одним из определяющих.
Ощущение безысходности, полного и беспросветного тупика становится в нашем обществе всё более всеохватывающим. Казалось бы, подобная ситуация должна радовать оппозицию, ведь массовая утрата хотя бы видимости доверия к власти со стороны граждан вроде бы означает её скорое падение, чуть ли не вызревание революционной ситуации. Но трагедия нынешнего положения в том, что и сама оппозиция по большей части лишена доверия общества и за редким исключением не в силах предложить ему чего-то принципиально иного, но вместе с тем реалистичного и реализуемого. Кризис доверия, похоже, становится всеобщим.
Из этого, разумеется, не следует, что нынешний режим в России будет стоять вечно, а остатки чахнущего и вымирающего на глазах населения так и будут “голосовать ногами”: кто за границу, а иные и прямиком на погост. Системный кризис неизбежен, и никаких рецептов его предотвращения у власть предержащих на самом деле нет. Да их и не может быть, ибо он изначально запрограммирован самим устройством нынешней государственной системы.
Из этого вытекает другое: подлинная ломка этой системы, видимо, произойдёт не в результате революции, а в результате её обвала под тяжестью собственных преступлений против страны и народа, как, в частности, предрекает, например, С.Кургинян. Но в её результате на поверхность вынырнут те силы, которые, образно выражаясь, находятся в данный момент в социальных катакомбах. Разумеется, этот процесс будет сопровождаться поднятием со дна обильной и мутной пены, но вместе с тем подобный сценарий даёт определённый шанс и вполне здоровым силам русского народа, которые в нынешних условиях просто не имеют возможности проявить себя в явном виде. И, наверное, в этом заключена наша основная надежда.
Если же этого по какой-либо причине не произойдёт, то современным русским, вероятно, в не таком уж отдалённом будущем уготована судьба, схожая с судьбой североамериканских индейцев, которые к началу XX в. массово спивались и вымирали в резервациях от тоски и полной утраты интереса к жизни. Ведь что у тех индейцев в резервации какого-нибудь племени навахо, что у нынешних русских в геополитической резервации под аббревиатурой РФ нет главного – возможности творить своё будущее самим.