Сводки новостей из ЮАР напоминают хронику киргизских погромов. За первый день чемпионата пришло сразу несколько подобных новостей, а потом они перестали удивлять репортеров и попадать в топы.
У съемочной группы из Новой Зеландии похитили оборудование на $100 тыс. По заявлению телевизионщиков, ограбление произошло в отеле Sparkling Waters в Рустенбурге, где остановились журналисты, передает RBC.ru. Корреспондент и оператор ужинали в ресторане, когда в их номер вломились грабители и вынесли звуковое и осветительное оборудование, а также камеру, ноутбук и спутниковую антенну.
Португальский фотограф Оскар Серрано проснулся в номере гостиницы и увидел прямо перед собой дуло пистолета. «Если хочешь жить — закрой глаза и спи дальше!», — закричал ему бандит в маске. Серрано ничего не оставалось, как лежать в постели и ждать, пока банда уберется. «Они вынесли из номера абсолютно все! Три тысячи долларов, мобильный телефон, ноутбук, мой багаж, одежду, паспорт, в конце концов! Все, что у меня осталось, – это аккредитация на чемпионат мира и, простите, трусы».
В пригороде Дурбана у трех игроков сборной Греции украли деньги прямо из номера отеля. Футболисты лишились 2000 евро, сообщает АР.
А вот как рассказывает о первом дне Василий Кононов, журналист «Первого телеканала», в своем блоге:
«За последние сутки от местных пострадали несколько журналистов. Вооруженное нападение на отель, где испанцы живут. Три номера в присутствии журналистов были очищены под ноль. Просто под дулом пистолета. Бригады “Спорт-Экспресса” и “Советского Спорта” (не так критично, как испанцы). Один человек из нашей редакции. А сегодня днем и бригада наших новостников. Они рискнули и поехали снимать в Соуэто. Наряду с криминальными кварталами Рио, теми самыми фавеллами, самый опасный район в мире. Ребята вернулись здоровыми, целыми и с вещами. А вот их гида порезали и ограбили, не оставив ничего. И это только первые сутки».
Журналисты рассказывают об удивительной для мирного времени обстановке, окружающей их и футболистов в ЮАР. К примеру, места проживания гостей обнесены колючей проволокой, к которой подведено высокое напряжение. Во время передвижения по городам ЮАР туристам не рекомендуется останавливаться на светофорах – во избежание грабежей. Дело в том, что на светофорах дежурят банды грабителей, которые нападают на притормозившие автомашины.
А вот инструкция для гостей чемпионата, официально распространяемая полицией ЮАР.
Не рекомендуется:
— Ходить с коротким рукавом, если на руке часы.
— Говорить по мобильному телефону на улице.
— Передвигаться по городу пешком.
— Передвигаться по городу с ноутбуком.
— Ездить в машинах меньше чем по два человека.
— Общаться с местным населением.
— Заезжать в районы без гарантий вашей безопасности: Соуэто и Александра.
— Оставлять в номерах ценные вещи.
— Держать при себе ценные вещи.
— Оставлять в сейфе ценные вещи.
ЮАР – одна из самых опасных стран в мире, в 2009 году там убивали 37 человек на 100 000 населения. Интересно, что Россия по этому показателю идет сразу после ЮАР – согласно официальной статистике МВД, в 2009 году от преступных посягательств погибли 46 тыс. россиян, т.е. 35 на 100 000 населения (для сравнения: в Германии, Норвегии или Японии – менее 1 на 100 000).
Но ЮАР опасна не только убийствами – там еще самый высокий уровень грабежей и изнасилований, обусловленный местными обычаями. Там, к примеру, среди черного населения, пораженного СПИДом на 25%, существует верование, что секс с белой женщиной (а еще лучше — девочкой), излечивает от заболевания. Поэтому каждые 56 секунд в ЮАР происходит изнасилование. Больше того, даже банальный грабеж или кража заканчивается в ЮАР изнасилованием, если обстановка позволяет – так, воры, заставшие хозяев дома, обычно избивают мужчин и насилуют всех женщин в доме, включая младенцев.
Вот фрагмент из воспоминаний русскоязычной гражданки ЮАР, семья которой в конце концов покинула эту страну именно из-за высочайшего уровня преступности:
«Я жила в Рандбурге почти 5 лет, это городской район Йоханнесбурга, несколько выше среднего уровня. (…) Машины угоняют прямо из рук владельца, которого могут просто попросить освободить машину, или пристрелить, в зависимости от того, как им кажется легче. Был случай — беременной женщине выстрелили в живот, потому что она недостаточно быстро выбиралась из машины. Был случай, когда 8-летнего мальчика пристрелили, потому что он не хотел отдавать свой велосипед. Были несколько случаев изнасилований, когда насиловали девочек возрастом 8 месяцев (это не опечатка!).
Брат моего мужа был атакован двумя черными, которые хотели его машину — он умудрился закрыться в бетонном бункере, они постреляли через дверь, но через несколько часов ушли. Он работает телефонным инженером, который проверяет оборудование телефонных станций, расположенных в горах и удаленных местах — эти черные его поджидали специально, возможно, ждали его несколько дней.
Жена этого же брата — ее машину остановили на дороге, одна машина заблокировала спереди, другая — сзади, и хотели ее вытащить из машины — она умудрилась развернуться и уехать. Прямо на дороге, средь бела дня. Страшно не то, что машину заберут — машина застрахована, страшно, что могут запросто убить или изнасиловать, что может тоже означать смерть — смерть от СПИДа.
Муж сестры этой женщины (жены моего брата) умер через 8 месяцев после того, как его пристрелили — умер не сразу, но в результате ран. Тех черных, кто его пристрелил, поймали — но отпустили, потому что он не смог их опознать (он вообще был не в себе после полученных ран).
Если просто в магазине у вас вытащили кошелек, то чтобы остановить кредитки и чековую книжку, надо рапорт из полиции, чтобы банк остановил ваши документы — идешь в полицию, заполняешь рапорт — он тебе ставит на него штамп и отдает тебе обратно! Спрашиваешь, а что, вы себе копию не оставляете? Он говорит (черный полицейский): А зачем? (Немая сцена.) Никто тебя не спрашивает, где и что случилось — вот тебе твой проштампованный рапорт, иди себе.(…) Мы уехали из ЮАР только из-за преступности. Страна очень красивая, замечательный климат, высокий уровень жизни (для тех, кто работает и образован) — но жить там страшно. Особенно это понимаешь, когда поживешь в нормальной западной стране (мы сейчас живем в Австралии) — когда живешь в ЮАР, то не понимаешь, как это ужасно, но когда уедешь и потом возвращаешься (мы были 4 недели в прошлом году, гостили у родственников мужа) — то это шок».
Запредельный уровень насилия в стране не стал препятствием для ФИФА, когда ЮАР была выбрана в качестве места проведения чемпионата мира. Многие специалисты тогда говорили, что проводить чемпионат мира по футболу в ЮАР — это все равно, что проводить соревнования яхтсменов в Сомали. Но Йозеф Блаттер, председатель ФИФА, настоял на том, что чемпионат мира 2010 года пройдет в ЮАР, поскольку, по его мнению, проведение чемпионата там будет способствовать развитию не только футбола в регионе, но и развитию транспортного сообщения, улучшению условий жизни и даже снижению преступности.
Увы, надежды ФИФА на прорыв африканского футбола не оправдались. Больше того, сборная ЮАР стала первой в истории футбола сборной страны-хозяйки чемпионата, не прошедшей групповую стадию турнира. Не порадовали и остальные африканские участники – Алжир, Камерун, Кот-д’Ивуар. Все они вылетели из чемпионата на той же стадии, что и сборная ЮАР.
При этом, как признают официальные лица, в ходе чемпионата уровень преступности в стране не упал, а вырос.
Южноафриканские грабители благодарят ФИФА за возможность дополнительного заработка и ждут новых подарков от европейских спортивных чиновников. И дело за новыми подарками не стало: как сообщает Associated Press, президент международного олимпийского комитета Жаг Рогге обсудит с президентом ЮАР Джейкобом Зумой возможность проведения в этой стране Олимпийских игр. Встреча состоится 10 июля, перед финальным матчем чемпионата мира.
Если, конечно, этих чиновников не зарежут местные грабители.